«Звезды, которые не гаснут никогда…»
Карима ЗАРИПОВА
«Звезды, которые не гаснут никогда…»
В ПОИСКАХ ДОМА…
Наступил вечер. Он как-то сразу, совсем неожиданно приглушил очертания впереди видневшегося аула, размыл силуэты высоких деревьев. И тогда мальчику стало страшно, так страшно, что никакая сила не могла заставить его пройти по темной, сбитой арбами дороге в незнакомом ауле… Опасливо озираясь и прислушиваясь к тишине, он уходил в сторону далеко от дома, порой прячась за кусты от громкого шороха, подняв голову на верх, смотрел на чернеющее небо и увидев слабые вспыхивания звезд, успокаивал себя: «Все будет хорошо, настанет утро и я найду свой дом»…
Так шел и успокаивал себя мальчуган, который играя с ребятишками, а потом в обиде на свою мачеху, убежал из дома… Шагая по незнакомым улицам, маленький Каримджан открывал для себя новый, огромный и такой щедрый мир.
Эта история произошла в ХIХ веке… Шестилетний Каримджан убежав из дома попал на Ташкентский вокзал… По улицам незнакомые дома и тишина, будто все исчезли из Ташкента. Такая тишина и безлюдность насторожили маленького Каримджана и он начал плакать. В это время мимо проходила молодая женщина в парандже. Услышав плач мальчика, она спросила его:
– Сынок, что случилось? Почему ты плачешь и где твои родители?
– Я потерялся… сказал мальчик
– А где твой дом?
– В Кашкарской махалле…
– Ты хочешь стать мне сыном?…
Каримджан ничего не ответив, снова заплакал. Незнакомая женщина взяла его за руку и повела в привокзальный буфет. Здесь она угощала его вкусностями, мило говорила о будущем и ребенок начал ей доверять… При каждом вопросе о том, что он станет ее сыном, у Каримджана наворачивались слезы на глазах…
– Не плач дорогой – сказала женщина: – мы с тобой поедем на поезде далеко и у нас будет все хорошо!
Они сели в вагон. Для мальчика это было впервые, он никогда не видел поезда и никуда не выезжал. После напряженного дня он быстро уснул.
Когда Каримджан проснулся, за окном было утро и женщина взяв вещи и мальчика за руку вышли из вагона. На перроне их встретил высокий мужчина, он с недовольным взглядом осмотрел мальчика, что-то злобно прокричал жене и в большом потоке людей пара исчезла. Вокзал опустел и Каримджан вновь остался один. Кто знает, может быть, та женщина, привезла Каримджана из Ташкента в Ходжент, возможно у нее не было детей, но встретивший их на перроне мужчина не захотел забирать чужого ребенка и поэтому его оставили на вокзале. Каримджан плакал и от холода и голода, но мир не без добрых людей, со станции вышел полноватый мужчина славянской национальности и спросил у мальчика откуда он, не поняв ничего из сказанного, мужчина повел Каримджана в сарай, где хранили фляги с керосином для заправки. Сюда часто приезжали арбакеши и грузили эти бочки на свои повозки и на этот раз русский мужчина что-то сказал одному из извозчиков и посадил мальчика на задворки, единственное слово, которое понял Каримджан это Ходжент. Дорога была далекая, извозчик был малоговорящий, а если и говорил, то на непонятном для мальчика языке. Наконец-то они заехали в город и остановились возле базара. Извозчик высадил мальчика и на узбекском языке сказал, чтобы он дальше нашел сам свою дорогу и уехал…
И снова Каримджан остался один. Утирая слезы, мальчик услышал звуки сурная, почувствовав что- то родное, в его душе затеплилась надежда, и он быстрым шагом пошел в сторону города…
В его махалле Кашкаре, очень часто проводились свадьбы и там звучали музыкальные произведения сурная, карная и дойры, эти звуки подарили ему сейчас надежду на то, что он найдет свой дом… Добежав до чайханы, Каримджан увидел много играющих и бегающих детей недалеко от самоваров, толстый мужчина-самоварщик разгонял их и на таджикском кричал «рав-рав», но дети радостно разбегались и вновь сбегались. Завидев плачущего мальчика, чайханщик спросил почему он плачет, но не услышав ответа, спросил на узбекском языке:
– Почему ты плачешь и как тебя зовут?
Сквозь слезы и задыхаясь, мальчик рассказал о том, что с ним произошло… Это была первая встреча с Джумабаем-сурнайчи, который приютил мальчика и дал ему путевку в мир искусства…
ШКОЛА
Сегодня, когда мы говорим о школах, то представляем красивое здание с прекрасными классами со всеми удобствами, с оборудованием… Но, в нашем рассказе речь пойдет о школах того времени, где надо было трудиться каждый день, бесконечные физические и изнурительные занятия закаляли Каримджана и знакомили его с секретами циркового и театрального искусства…
Получив хорошую школу народного творчества от Джумабая –сурнайчи вместе с его сыновьями, Каримджан начинает работать в этой труппе. У Джумабая старший сын восемнадцатилетний Джурабой, был мастером игры на ногаре, сурнае и на дойре. Младший Бокижон – прекрасно танцевал, но отец хотел чтобы он больше занимался акробатикой и поэтому Каримджан и Бокий большее время уделяли именно акробатике. Помимо акробатических элементов, их учили ходьбе на ходулях, не легко давались занятия, танцевать, прыгать, бегать и даже делать сальто – это были очень сложные дни познаний мастерства. Все проходило поэтапно, очень много трюков дети разучивали самостоятельно, удержание равновесия, не забыть про актерское мастерство, про технику акробатики. Время шло, дети подрастали, Каримджан делал блестящие успехи обогнав в своих познаниях Бокижона и это очень расстраивало Джумабая-сурнайчи, но на то была причина, ведь Бокижон был физически очень слабым ребенком и слеп на один глаз.
Наконец настал день выступлений, призывный звук карная и сурная собирал зрителей со всей округе. Представление началось, объявили выход Каримджана, он вышел на высоких ходулях, под звуки дойры и музыкантов, зрители увидели зажигательный танец, неимоверные повороты и акробатические трюки. Зрители кричали «Молодец, Малыш, Полвон! Давай еще!» были слышны бурные аплодисменты и в завершении номера, постеленное перед зрителями сюзане наполнялось деньгами.
Слух о талантливом мальчике разнеся по всей округе, им заинтересовались в то время всем известный руководитель таджикской труппы Авазмат - аксакал, державший в Ходженте цех музыкантов, кизикчи и танцоров. Для успеха своих выступлений, он пригласил Каримджана в свой коллектив, на что Джумабай – сурнайчи не мог отказать авторитетному в актерском мире человеку. Так, Каримджан попал в новый коллектив, где началась его творческая жизнь…
Третьим коллективом руководил Абдукарим михтар, этот коллектив отличался от предыдущих тем, что здесь больше было цирковых и театральных номеров. Несменные работники Абдукарим аксакал – сурнайчи, Мирбува – ударные инструменты, Мирайим – канатоходец, братья Иса и Муса – масхарабозы – клоуны. Вот таким составом, эта группа собирала большое количество зрителей, представления проходили в кругу, который был, обтянут вокруг тканью и вместо сидений на землю стелили циновки, возле входа стоял кассир, проверяющий входные билеты, представления проходили строго по программе, но порой, клоунские репризы переходили в импровизацию и это очень нравилось зрителям. Часто в репризах масхарабозы высмеивали знать, поднимали наболевшие темы того времени.
Все выступления проходили на профессиональном уровне, отточенное актерское мастерство, великолепное акробатическое исполнение артистов, все это дало Каримджану большое желание трудиться и постигать новые жанры циркового искусства: хождение по канату, клоунаде, жонглированию и даже воздушной гимнастике.
В тайне, от хозяина Хайдар и Мираим стали обучать мальчишку своему ремеслу. Хайдар – кизик даже подобрал для Каримджана репертуар из пьес старинного традиционного узбекского театра, который перенял от своих устозов, в частности от Юсуфджана-кызыка Шакарджанова. Небольшие произведения, издавна знакомые узбекскому зрителю и до сих пор разыгрывавшиеся взрослыми актерами, совсем по иному зазвучали в исполнении маленького Каримджана. А Мираим – симбоз, считавший, что настоящий акробат, да еще и кизикчи, должен в совершенстве освоить технику хождения на проволоке (Сим-дор) и по канату, поэтому с удовольствием учил талантливого Каримджана разным трюкам.
Хайдар – кизик и Мирайим канатоходец, по праву могут считаться первыми учителями Каримджана в области новых жанров, которые он великолепно демонстрировал зрителям под бурные аплодисменты, в знак признания наравне с взрослыми артистами, ему преподнесли халат, тюбетейку и поясной платок (белбог) в награду за мастерство. Эта была первая гастрольная поездка в Самарканд.
ПЕРВЫЕ ГАСТРОЛИ
Работая в труппе Авазмата, Каримджан был всегда под присмотром Хайдара кизикчи, который очень любил мальчика как своего сына и учил его премудростям клоунады. Он подбирал и придумывал специальнодля Каримджана репертуар, учитывая его маленький рост, гибкость, танцевальные способности и актерское мастерство. В одной из реприз «Ота – бола» - «Отец-сын», Каримджан привязывал к ногам чапан, подвязанный кушаком и получалось ощущение, стоящего рядом сына. Текст, порой импровизированный, говорил за двух героев сам Каримджан, со стороны это выглядело очень смешно, ведь отца играл 10 летний мальчик!
«Мальчик – с пальчик», «Фотограф» и другие репризы принесли Каримджану большой успех среди зрителей и это нравилось его учителю Хайдар-кизикчи, который считал своего ученика «Артистом высшего класса».
Однажды Авазмат, получил приглашение на свадьбу обрезания сына Мираимбая (Самаркандского миллионера по тем временам) Авазмат со своей группой в составе 14 инструменталистов, танцора Тожи и конечно же Каримджана, отправились на свадьбу в Самарканд, где как известно будет очень много знатных гостей.
На окраине города устроили конные игры «Козлодран», здесь собралось много гостей, перед которыми и выступили артисты цирка. Каримджан с блеском показал свои репризы, после чего получил от Мирайимбая ценные подарки, пообещав приехать еще раз в гости перед отъездом в Ташкент.
В родном доме Каримджана, близкие потеряли надежду после долгих лет поиска мальчика и даже смирились с мыслью что он погиб… Для КАРИМДЖАНА встреча с родственниками предстояла волнительной и на конец это произошло.
Каримджан вернулся в труппу Авазмата под руководством Абдукарима и продолжил свою артистическую работу. Он не останавливался на достигнутом и стал учиться работать на вольной проволоке «Сим дор». Сложностей было много, маленький возраст, мало сил и ежедневные репетиции не остановили его рвения к познаниям. Через некоторое время, Каримджан освоив премудрости ходьбы по канату, становится одним из лучших исполнителей в этом жанре. Был у него эффектный номер трамплин-проволока - двойная трапеция. Отталкиваясь о трамплин, Каримджан переворачивался в воздухе (сальто) и опускался на проволоку, затем раскачавшись взлетал на трапецию и выполнял на ней сложнейшие трюки, равных исполнению таких трюков ему не было.
Холмирзабоши, богатый человек в округе, прислал приглашение труппе на плов по случаю рождения сына. Помимо труппы Авазмата, на торжество были приглашены аскиячи из Маргилана под руководством Юсуфджана кизикчи Шакарджанова. Перед выступлением на торжестве, Юсуф кизик решил провести репетиции, наблюдая за работой Каримджана, он дает ему роль в одной из своих реприз «Карабейники». Несколько девушек отправляясь на свадьбу, услышали голоса продавцов материалов, те в свою очередь начинают предлагать свой товар, споря между собой (продавцами) чей товар лучше, начинается драка на основе акробатического номера. Вроде реприза – то простая, но в ней частично высмеивали алчность, безграмотность, невоспитанность.
Каримджан очень понравился Юсуф кизику и тот приглашает его к себе в коллектив. С этого момента начинается тесная дружба и сотрудничество между двумя талантливыми людьми. Любознательный и упорный ученик, пришелся по нраву Юсуфу-кызыкчи, учитель делился с ним всеми своими знаниями и опытом, приобретенными за многие годы службы еще при дворе последнего правителя Кокандского ханства Худояр-хана. Обучил он Каримджана таклиду – искусству подражания, муккалиду - исполнению сатирических пьес, фарсов и пантомиме.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
Во второй половине ХIХ века в Туркестане начинается расцвет циркового, танцевального, актерского и вокального искусства. Сюда на гастроли приезжают артисты из соседних Республик Афганистана, Ирана, Китая, после присоединения Центральной Азии к России, начался культурный рост и обмен опытом между странами…Для удержания и содержания действующих коллективов, необходимы были большие средства, и из-за этой проблемы многие труппы начали распадаться.
В 1902 году, в старом городе Ташкента Баратвой (Кокандский кизикчи, проработавший во многих цирковых жанрах) находит заброшенный клуб, обустраивает его и приглашает сюда на работу уже известных в то время Камил кизикчи, Адила канатоходца, Исок и афганского саблиста Саида, а также приехавшего с гастролей из Хаджента Каримджана.
В 1903 году в Туркестан с гастрольным визитом приезжает труппа артистов из Афганистана в составе 10 человек под руководством муллы Муршида, для усиления своей программы они приглашают на гастроли Каримджана. Объездив с гастролями пол страны, труппа имеет большой успех среди народа, особенно выступления с клоунскими репризами Каримджана и с этих пор народ прозвал его «КАРИМ- КИЗИК».
Время шло, в истории циркового искусства происходят перемены. Муллабай Мансуров раньше работавший на базаре, имел свое колесо обозрения, где часто были показаны кукольные, цирковые и театральные постановки, он часто помогал приезжим артистам в проведении представлений. Для поддержания своего авторитета, Муллабай приглашает Юсуф - кизика, братьев Мухаммаджона, Рахмона и Парзи Абдухалиловых, Чакана Ходжаева, Карима Зарипова, Мухсина Кадырова, а также группу Сурнаистов, со своей новой программой для выступления и гастролей по стране.
Муллабай Мансуров возглавил эту группу. Труппа работала с гастрольными выездными программами. Не смотря на то, что Карим Зарипов на тот период был самым юным артистом цирка, он постоянно работал над своим репертуаром и своим мастерством. Посещал выступления Российских артистов Юпатова, Жиганова, Борги, Барановского, Макарова, Поспелова и других.
Время диктовало необходимость больших знаний в области циркового и актерского мастерства. Так он придумал номер, объединив акробатику и клоунаду на вольной проволоке работая вместе с Парзин Абдухалиловым. Тем самым всё больше и больше удивляя зрителей своим мастерством. Таким образом, Каримджан в программе участвовал в пяти номерах. Тем немее, он всегда мечтал о работе на лошадях.
Для сближения народов, очень часто в труппы приглашали и русских цирковых артистов, которые приносили новшество в развитие этого искусства. В связи с финансовыми затруднениями, многие цирковые труппы стали разделяться и потихоньку распадаться. В такие трудности попал и Карим Зарипов, ему приходилось работать по приглашению хозяев, которые требовали много выступлений, ведь их интересовали только деньги.
В 1912-1913 гг., ранее распавшиеся труппы остались без работы, тогда братья Рахмон и Парзин Абдухаликовы вместе с Карим Зариповым решили возобновить старые номера и пригласить бывших артистов цирка.
«ДАЛЬНЯЯ ДОРОГА»
В 1914 году летом вновь собранная труппа собираются на гастроли в Хорезм. На общие собранные деньги были куплены музыкальные инструменты, реквизиты и пошиты костюмы. Погрузив все реквизиты на арбу, труппа отправилась на гастроли, но впереди их ожидало много трудностей...
Переход через Амударью оказался очень сложным, ни один из участников труппы не был готов к таким трудностям. Течение воды, чуть было не потопило паром. 13 дней артисты добирались до нужного места. Первая остановка и выступление было в Торткуле. Люди сюда приезжали на ишаках, лошадях и пешком, в день приходилось давать по два, а порой и по три представления, в программе были не только цирковые номера, но и клоунские репризы, танцы и маком. По окончанию выступлений многие зрители спрашивали у ведущего Юсуф Кизика: «Как этот молодой человек Каримджан успевает работать в стольких номерах?», Юсуф Кизик улыбаясь, отвечал: «Каримджан, удачливый парень и бесстрашный, с сильным духом. Необходимо много работать над собой, иногда отказываясь от земных благ, чтобы добиться такого результата, у него сильный ангел – хранитель».
Наконец-то труппа приехала в древний город Хива. Проходя через основные ворота города, музыканты начали зазывать зрителей известными музыкальными произведениями «Лязги», «Фаргона ялласи», «Катта ашула» - так вспоминал сам Карим Зарипов. На центральной площади установили шапито. Зазывалы, музыканты и масхарабозы начали приглашать народ на представление. Вдруг рядом с базаром в одном из домов послышались крики и плач девушки, которую волокли за волосы ханские стражники усаживая ее на арбу. Девушка была красивой но, из бедной семьи. Ханский сын влюбился в красоту девушки и выкрал её из дома. Через несколько дней, шахзода – принц бросил девушку возле ворот ее дома и ускакал.
Узнав об этом случае, разгневанный эмир приказал наказать прилюдно девушку, которая якобы, хотела разрушить жизнь принца, у которого уже была жена и дети. Народ смотрел в недоумении на казнь девушки, которую устроили стражники на центральной площади.
По тем временам, народ не мог возмущаться открыто, каждый боялся за себя, частые казни за провинности пугали их. Только на цирковых представлениях, люди могли немного забыть о тяжелой доле, работе и заботах. Смешные репризы исполняемые Каримджаном, вызывали у зрителей смех и бурные аплодисменты после каждого его выхода. Жители Хорезма и Хивы, признали Каримджана самым лучшим артистом всей труппы и прозвали его «Карим кизик» - «Карим смешной». По окончании гастролей в Хиве, труппа гастролировала еще во многих городах Хорезма и имела большой успех среди благодарных зрителей…
В одной из статей книги « Мировая культура » издательства « Искусство» 1970,было написано; «Основатель узбекского профессионального цирка Карим Зарипов внес огромный вклад не только в развитие искусства Узбекистана, но считается учителем многих артистов мировых арен. Особенно , в конном жанре, а именно в джигитовке и дрессуре лошадей , его умопомрачительные трюки на лошадях, его неповторимый длинный обрыв покорил в 1914 году зрителей Китая…» Прошло более 100 лет, но династия Зариповых продолжает удивлять и покорять сердца зрителей своими выступлениями….
В Париже на международном фестивале циркового искусства « Цирк завтрашнего дня» правнучка Каримджана маленькая Карима Зарипова исполнила тройную складку в номере « Пластический этюд» и была удостоена Гранд-при и получила золотую медаль (повторила трюк своего прадеда) Еще один правнук Эркин Зарипов, в Монте – Карло , также на международном цирковом фестивале, получил первое место с номером «Летающий ангел»( гимнаст на ремнях).В последствии он три раза войдет в книгу рекордов ГИННЕСА и это гордость всего узбекского народа…
У ЭМИРА БУХАРСКОГО
После долгих гастролей, труппу пригласили в Бухару для выступления во дворце Эмира вместе с русской труппой под руководством Соколовского. При дворе служил человек по имени Евкочди мирохун боши, именно он приглашал артистов для выступлений во дворце, все культурно - массовые и развлекательные работы устраивал только он.
При дворце выступало очень много театральных и цирковых трупп, дорбозов, полвонов и аскиячи – маскарабозов. Поэтому, там было установлено место для выступлений артистов, круг закрытый материалом со зрительскими местами. Прежде чем показать свое представление, руководители труппы должны были согласовать репертуар выступлений с Евкочди мирохун боши, который в свою очередь мог внести изменения в программу или дополнения. Представление не начиналось до прихода Эмира, все рассаживались на свои места в ожидании его прихода. Эмира встречали стоя с поклоном, как только Эмир садился, после этого можно было начинать представление.
На протяжении всего представления, зрители смотрели краем глаза на реакцию Эмира и если тот хлопал, то хлопали все, улыбался – смеялись все…
Как вспоминал сам Карим Зарипов: «Казалось, что его придворные – звери в клетке, которые по команде дрессировщика должны были выполнять его приказы. Если зрители вдруг без команды хлопали или смеялись - это могло привести в ярость Эмира. И если что-то ему не нравилось, артистов могли выгнать или даже казнить».
Выступая перед Эмиром, Каримджан покорил своим мастерством всех присутствующих на представлении. Его акробатика и пластика тела покорили самого Эмира, а клоунские репризы заставили смеяться до слез. В награду за такое выступление сам Эмир Бухары подарил Каримджану золотом шитый халат и дворцовые медали.
Время шло и труппе необходимо было менять репертуар, так как предстояли дальние гастроли. Каримджан освоил воздушную гимнастику на трапеции и репетировал сложные трюки, но этого было недостаточно, чтобы удивить народ в труппу пригласили борца Гаффора из Касансоя, для разнообразия программы. Условия борьбы заключались в том, что из зрительного зала приглашался смельчак, который победит известного борца и получит в награду целых 20 тысяч суммов, но если проиграет то конечно же он ничего не получит и не заплатит. Тем самым, такая реклама привлекала большее количество зрителей на представление.
Наконец программа была готова и в начале уразы, труппа начала свои гастроли по всему региону, представления доставляли удовольствие зрителям, звучали бурные аплодисменты после каждого выступления, клоунские репризы сопровождались смехом и радостью. По окончании выступлений все шли на ифтар (разгоговение).
Гастроли продолжались до наступления зимы, но из-за наступления холодов труппа вернулась в Ташкент. Возвращение домой было сложным, холод и замерзшие дороги принесли много сложностей, переходы через горную местность, повлекло за собой много проблем, расчистка дорог, гибель упряжных лошадей, все это потребовало переноса реквизитов в ручную. Но, несмотря на все сложности и природные катаклизмы, артисты продолжали свой путь и наконец-то вернулись в Ташкент.
КАРИМ КИЗИК
В 1916 году, гастроли труппы приостановились, Каримджан с детства трудился как и взрослые, его трудолюбие и бесстрашие, жизнь прожитая среди взрослых артистов, научила его многому, терпению, трудолюбию, любви к Родине. Повзрослев, Каримджан понимал что, в труппе ему становится тесно, ему хотелось большего, нового, к сожалению артисты начали уходить из нее.
В 1918 году Карим Зарипов собирает артистов и создает новую труппу «Кооператив», которая разместилась в старом здании, руководителем которого был Говорин. Крыша здания была из глины, 9 посадочных рядов рассчитанных на 500-600 зрителей. В программе были воздушные гимнасты русского цирка братья Карл и Фердинанд Гафт, а также их жены Шура и Сара. Карим Зарипов вводит в программу лошадей, на которых демонстрирует акробатические трюки, используя трамплин. Основным «гвоздем» программы были клоунские репризы, в которых выступали Каримджан и Мухаммад-чакан (быстрый). Многие репризы были взяты из репертуара выступлений российских и западных цирковых артистов, переложенных на восточный лад, они велись на русском и узбекском языках. Это означало дружбу и взаимопонимание между национальностями и культурами народов.
Волнения в городе привели к тому, что временно представления отменили. Военные подготовки со стороны Эмира Олимхана, держали весь город в напряжении. Партия и правительство решили не отправлять труппу на фронт, но продолжать выступления для народа. Летом 1919 году гастроли по стране труппы «Кооператив» возобновились. В ноябре по заданию комиссариата, труппу Карима Зарипова отправляют на гастроли в Алма-Аты, здесь за неимением своего цирка, артистам труппы пришлось строить из досок временный цирк с толевым покрытием вместо крыши. Несмотря на сильный холод, зрители с удовольствием приходили на представления и тогда, артистам приходилось выступать по несколько раз в день
Карим Зарипов добавляет в труппу новые номера в исполнении уйгурских и узбекских актеров, тем самым усилив и разнообразив программу выступлений. Каримджан к этому периоду освоил еще один жанр – акробатические прыжки с трамплина через живые пирамиды на скачущих лошадях. Красивый и захватывающий трюк, требовал точного расчета, абсолютного владения своим телом. Не всякий наездник осмеливался повторить этот трюк. А худенький и ловкий Каримджан при этом улыбался так, что сразу было видно, что он сам получает от этого массу удовольствия и от исполнения различных сложных трюков, сальто на лошади, пирамиды, вертушки, пролаз под животом лошади и его коронный трюк ОБРЫВ.
Набранный опыт с детства от больших устозов, пригодился Каримджану в жизни, усовершенствуя работу труппы, он каждый раз придумывал новые программы, новые номера, приглашал новых артистов и все больше и больше удивлял зрителей своими выступлениями.
«РЫЖИЙ» и «БЕЛЫЙ»
КЛОУНЫ ЗАСТАВЛЯЮЩИЕ СМЕЯТЬСЯ ДО СЛЕЗ…
Осенью 1919 году в жизни Карима Зарипова произошли перемены. Он встретил дочь известного Муллажонходжа имама из Ташкента и известной по тем временам дутористки Анзиратхон, Муборакхон и влюбился в нее.16 летняя красавица, с голубыми глазами и каштанового цвета косой, покорила сердце Каримджана и они поженились. С этого времени они каждый день вместе ходили на репетиции и вечерние выступления…
В 1922 году Карим Зарипов со своей труппой перешел в государственное здание (Колизей) под руководством Юпатова, где начинает выступления с новой программой. После передачи руководства здания к Хизиркову, Карим Зарипов собирает новую группу и открывает шапито в Старом городе (Эски шахар) на улице Вилоят. И все же в народе Каримджана чаще называли «Карим-кизик» - мастер сатирического и комического искусства. Национальная клоунада занимала особое место в его жизни, она впитывала в себя богатейшие традиции узбекского народа, всегда отвечала духу времени и даже порой опережала его…Так, очень скоро после свадьбы, он ввел в свои репризы и Мубаракхон- спутницу жизни, друга и советчика во всех его делах, которую ласково называл «маликахон-принцессой», «парихон - моя пэри». Первая узбекская клоунесса не побоялась выходить публично на арену, в тот период, когда женщины только-только начинали снимать паранджу.
С 1923 года труппа под руководством Карима Зарипова начинает вести активную работу по борьбе с безграмотностью среди женщин, поднимать культуру и свободомыслие. Например, в Старом городе (Эски шахар) в мечети Кокалдош, он создает государственный центр кинофикации и становится руководителем культурных и массовых мероприятий. Нанимает на работу смелых женщин, среди которых первым примером была его супруга Мубаракхон.
В 1924 году на городских афишах можно было прочитать «23 СЕНТЯБРЯ 1924 года ( в четверг) В СТАРОМ ГОРОДЕ НА ЧОРСУ, ПРОЙДУТ КОННЫЕ ИГРЫ, В КОТОРЫХ ПРИМУТ УЧАСТИЕ ИЗВЕСТНЫЕ НАЕЗДНИКИ ИЗ БАКУ И ТУРКЕСТАНА. СПЕШИТЕ - ГЛАВНЫЙ АРТИСТ ПРОГРАММЫ КЛОУН- ПАРОДИСТ, ВСЕМИ ИЗВЕСТНЫЙ И ЛЮБИМЫЙ «КАРИМ-КИЗИК». Начало представлений в 9 часов вечера, цена билета 2 сумма 20 копеек».
В свою труппу Каримджан приглашает известного музыканта и композитора Юнуса Раджаби, со своим инструментальным ансамблем…
Этот год для Каримджана был особенным, у них с Муборакхон родился первенец - Хакимджан. Теперь мастер понимал, что у него есть наследник, который продолжит им начатое дело.
КЛОУНСКАЯ ПАРА МУЖ И ЖЕНА
Восточная женщина по тем временам, не имела права показывать свое лицо, тем более работать в сфере искусства. На улице женщины обязаны были носить паранджу. Мубарокхон Зарипова - героическая и самоотверженная женщина. На одном из представлений в Бухаре, в зале стоял хохот от реприз и бурных аплодисментов зрителей, причиной которых было выступление Каримджана и Муборакхон. Это был первый шаг молодой женщины в манеж в качестве партнерши. Сидящие зрители не подозревали, что перед ними выступает ЖЕНЩИНА с открытым лицом, талант и великолепное выступление супругов не вызывало у зрителей отрицательных эмоций, с этого дня началась творческая и актерская деятельность Мубаракхон Зариповой.
Мубаракхон Зарипова стала примером для многих женщин Востока, выход на цирковую арену был нелегким, необходимы были каждодневные репетиции, споры, слезы, новые репризы, но ничего не остановило ее и даже маленький сынок, которого они приносили с собой на представления.
Рассмешить людей, куда труднее, нежели заставить плакать. Но как только «Рыжий» - Каримджан и «Белый» - Муборакхон клоуны выходили на арену, зрители уже начинали смеяться. Наивные, чуточку нелепые, доверчивые и остроумные клоуны, каждый раз придумывали новые репризы. Коротенький, заполняющий паузы между выступлениями диалог или рассказ обязательно становился настоящим цирковым художественным произведением, в котором были тема, образы, меткие сравнения и выводы. Нередко пара применяла прием «ЛОФ» - преувеличение, вымысел. Мастерски подготовленный диалог, богатейший народный юмор - сочный, образный и удивительно четкий - заставлял зрителей смеяться до слез. Часто в репризах они узнавали «героев», о которых шла речь и тогда в зале долго звучали смех и аплодисменты.
Выступления известного кызыкчи Карима Зарипова и первой женщины - клоунессы Узбекистана Муборакхон, были настолько легки и остры, что никто и не догадывался как она волновалась каждый раз перед выходом на арену и как просила у АЛЛАХА чтобы зрители не догадались что перед ними женщина с открытым лицом, в смешных до колен шароварах, в яркой пестрой шапочке и не слушая острот их реприз, могут освистать ее и прогнать с арены. Но она зря переживала, видимо в выступлениях клоунов было столько юмора, тепла, задора, они так завораживали своим талантом и мастерством, что публика провожала своих любимцев бурными аплодисментами.
Однако очень скоро о Зариповых заговорят как о смелых и отважных наездниках. Причем не только в Узбекистане но и за рубежом. И действительно – мастерам конного цирка не было тогда равных ни в дрессуре лошадей, ни в головокружительной, смелой джигитовке, да и таких номеров почти и не было.
Гастроли в Бухаре прошли просто на УРА! Зрители стоя аплодировали мастерству бесстрашных джигитов, дрессуре лошадей Барановского, акробатам и воздушным гимнастам братьям Кариму и Мирзе Зариповым и конечно же, клоунским репризам Мубаракхон и Карим Зариповым.
В 1925 году Исполнительным Комитетом Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан, был принят указ о миллиорации и улучшении земельного хозяйства Республики (Ташкент, Самарканд и Ферганский канал). С этого дня в Республике началась новая эпоха возрождения земельного и водного хозяйства, на Карима Зарипова и его труппу, также была возложена большая ответственность по проведению всех концертных мероприятий по этому случаю.
В 1927 году в жизни супругов Зариповых произошло еще одно очень приятное событие, у них родилась дочь. В год присоединения республик и образовании Союза, ей дали имя СОЮЗА – ХАЛИДА. Счастливый отец мечтал о семейном номере и мысленно строил планы.
В этом же году Карим Зарипов организовывает новую группу «Кизил шарк» - «Красный Восток» и становится ее руководителем. В свою труппу приглашает композитора и музыканта Юнуса Раджаби со своим оркестром, теперь все номера будут выступать под исполнением полного оркестра. Карим Зарипов отправляется с выступлениями по всем областям страны, на все горячие хлопкоуборочные поля, в кишлаки и села для поднятия духа и настроения жителям. Труппа работала на измор, день и ночь с переездами от одного пункта до другого, с песнями и музыкальным сопровождением провожали караваны с хлопком в пункты назначения, вечерами давали концерты перед жителями кишлаков и аулов с новыми номерами и клоунскими репризами, с острой сатирой и актуальными проблемами.
Труппа «Кизил Шарк» продолжала работать до ноября 1930 года, в состав которой вошел еще молодой и малоизвестный Акрам Юсупов, братья Мадалиевы, дорбозы, танцоры и певцы. В этот период, Карим Зарипов организовывает первый профессиональный цирк, куда внес традиции российского и узбекского циркового искусства. Он лично отбирал артистов по жанрам для работы в коллективе. Не теряя национальный дух искусства аскиячи - острословов, он постоянно работает над театрально-цирковой программой, учитывая все каноны манежа, сцены и разговорного жанра – клоунады, аския, пародии.
В программе вместе с Каримджаном «Рыжий», выступала и его супруга Мубаракхон под псевдонимом «Белая», в традиционных русских клоунских костюмах, со смешными репризами и незатейливым гримом, они являлись центральными героями всей программы. Джигитовка не меньше имела успех у зрителей, но Карим Зарипов имея огромный опыт работы в цирке, не останавливался на достигнутом, он начинает работу над номером «Дрессированные лошади».
Любовь к лошадям у него была с детства, как вспоминал сам Карим Зарипов, у его отца была конюшня с большим количеством породистых и дорогих лошадей, так как он был еще очень маленьким, конюхи не подпускали его близко к лошадям и это его очень обижало. Он сидел в стороне после дождя и из мокрой глины лепил фигурки лошадей, потом сушил их на солнце и играл. Его мачехе это не нравилось (родная мама Каримджана рано ушла из жизни и отец Зарифходжа имам женился на другой красавице Сакинэ), она постоянно его ругала за это, может – быть однажды, это и была причина того, что мальчик убежал из дома и потерялся, наверное с этого и надо было начать наш рассказ…
Большая любовь к лошадям привела Карима Зарипова к братьям Абдухалиловым, которые научили его первым азам верховой езды и джигитовки. Первая лошадь карабаир, которую купил Каримджан, была по кличке «Самарканд» в честь его любимого города. В народе говорили, что вороные кони очень ретивые, редко поддаются дрессировке, но разве это могло остановить бесстрашного, талантливого и целеустремленного Каримджана. Еще со времен Амира Тимура юношей учили сидеть в седле и давали наставления, быть настоящим мужчиной значит надо уметь оседлать коня, жениться на умной и верной жене и иметь хорошую камчу, чтобы держать все под контролем.
Время шло, профессиональный цирк объездил с гастролями всю Центральную Азию и Казахстан покорив зрителей своими выступлениями. Карим Зарипов назначенный руководителем и директором этого цирка, постоянно работал над репертуаром, приглашал в коллектив самые лучшие номера со всех регионов. Одним из таких был номер под руководством известного андижанского канатоходца из города Асака Ташкенбая Эгамбердыева. Впервые уличные реквизиты (канаты, мостики, подвески) дорбозов перенесли в цирк и с этого момента канатоходцы начали свою работу под куполом профессионального цирка.
В 1930 году в Ташкенте при Народном комиссариате просвещения, Карим Зарипов создает Управление государственными цирками , которое объединило более двадцати коллективов всей Центральной Азии , Узбекистана , Казахстана, Киргизии , Туркмении и Таджикистана. В 1932 году по Постановлению Правительства, Карим Зарипов строит первую школу искусства. Нехватка кадров в цирке побудила его к созданию этой школы. Мастера и артисты со стажем приходили сюда учить молодежь секретам циркового, актерского и музыкального искусства. Сам Карим Зарипов был назначен директором этой школы, а также был прекрасным преподавателем. Подготовка национальных кадров, заключалась в использовании издавна сложившейся традиции « Устоз-шогирд». К педагогической и тренерской работе, были приглашены узбекские и русские артисты цирка и эстрады. Вместе со специалистами разных жанров по акробатике, гимнастике, жонглированию, эквилибру, над постановками номеров работали балетмейстеры и режиссеры Карим Зарипов пригласил на работу уже всем известных по тем временам Розию Каримову и Тамару Ханум, балетмейстера Евгения Барановского, и других известных танцовщиц и балетмейстеров.. .На эстрадном отделении проводились занятия по хореографии, сценической речи, мастерству актера, на игре музыкальных инструментах… Первая школа циркового, эстрадного и музыкального искусства, являлась единственной во всей Центральной Азии (по сегодняшний день). Это была кузнеца по подготовке кадров и постановке цирковых и эстрадных номеров для всех регионов.
Супруги Зариповы, очень рано начали тренировать своих детей. Про цирковых детей говорят, что они «рождены в опилках»- в манеже. Хакимджан сын и дочь Союза-Халида, действительно выросли в цирке, для которых манеж, кони, реквизиты, постоянные переезды, гастроли с самого детства с родителями были вполне обычным и нормальным явлением. Отец очень любил своих детей, но в то же время был очень строг и придирчив. Карим Зарипов отдавший всю свою сознательную жизнь цирковому, актерскому и музыкальному искусству, преданный ему до фанатизма, не представляющий себя даже на мгновение вне цирка, считал что и его дети должны также любить цирк. Наверное такой подход и решил судьбу детей… Первый их выход на манеж произошел когда Хакимджану было 10 лет, а Халиде 7 лет в 1934 году, тогда Карим Зарипов выпустил новый номер «ЗАРИПХАН–БЕССТРАШНЫЕ ДЖИГИТЫ» в номере участвовала вся семья.
В 1937 году Карим Зарипов вместе с клоунской группой цирковых артистов, театральных деятелей и работников кино отправляются в Москву на декаду дней культуры и искусства УЗБЕКИСТАНА, для цирковых артистов это участие было впервые. За заслуги перед Отечеством и внесенный вклад в развитие циркового, театрального и музыкального искусства Узбекистана, Кариму Зарипову было присвоено звание «ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ УЗБЕКСКОЙ ССР» и ПОХВАЛЬНОЙ ГРАМОТОЙ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА.
В 1939 году 15 сентября произошло историческое событие - открытие Ферганского канала. На этот всенародный праздник приехали артисты со всего Узбекистана. Цирковые артисты не остались в стороне. Номер под руководством Ташкенбая Эгамбердыева натянули свой канат под открытым небом, Карим Зарипов со своей группой масхарабозов– клоунов показывали свои репризы, актеры театра, поэты и танцоры все Деятели Искусств выступали перед народом на празднике. За многолетний труд и воспитание молодого поколения Кариму Зарипову было присвоено звание «НАРОДНЫЙ АРТИСТ УЗБЕКСКОЙ СССР» и званием «ЗАСЛУЖЕННАЯ АРТИСТКА УЗБЕКСКОЙ ССР» награждена первая женщина-клоунесса, наездница Мубаракхон Зариповой.
О школе знаменитого Карима Зарипова, в ту пору заговорили как об одной из самых сильных в мире. Он является основоположником конного и профессионального цирка в Узбекистане, один из организаторов Ташкетского государственного цирка. Позже – в 1942 году-именно он станет создателем первого Узбекского коллектива.
Из воспоминаний дочери Карима Зарипова и моей мамы, Заслуженной артистки Узбекистана, Мать-Героини, Кавалера ордена «Дустлик» и «Шухрат», Ветерана ВОВ Союзы-Халиды Зариповой:
- Когда папа открыл в 1933 году первую школу циркового, актерского и музыкального искусства, то собрал в нее много беспризорных ребятишек и малоимущих детей. Помню, как он ездил по всем регионам республики и привозил их сюда, часто грязных, неумытых и голодных, как строем их водили в баню, отмывали и кормили. Папа делал это все на свои деньги, не жалея ни денег, ни сил, ни своего здоровья. Он был превосходным педагогом, не было такого случая, чтобы из его школы убежал какой-нибудь сорванец. Мне кажется, что он просто «заражал» детей своей любовью к искусству, а особенно к цирку, причем на всю жизнь. Многие из них впоследствии стали Заслуженными и Народными артистами Республики.
После создания нового номера «Дрессура лошадей», Карим Зарипов выводил на манеж 6 красивых карабаиров, которые под музыку выполняли танцевальные движения по команде дрессировщика. В финале номера четверку лошадей Мастер Карим Зарипов поднимал по команде на «ОФ» – на задние ноги. Далее он создает новую группу и номер под названием «Джигиты Солнечного Узбекистана», который существует по сей день.
- В 1946 году номер «Джигиты Солнечного Узбекистана вошли новые участники, в том числе и мой муж Фахритдин Шарифбаев, жена моего брата Нина Зарипова, братья Рахмоновы, Махмуд Акбаров, Мирза Мирмаксудов , Ильхом Дадабаев, племянники, племянницы и другие. – вспоминает моя мама Халидахон Зарипова, - В номере нас с братом считали «стариками», потому что, мы уже к этому времени имели большой опыт работы. Теперь на манеж вылетали сразу четыре лошади с всадниками, которые выполняли сложнейшие трюки, наш номер был всегда украшением любой программы.
Все газеты того времени писали о цирковых номерах. В одной из них, например в «Правда Востока» была опубликована статья «Джигиты наездники Зариповы», где писали: «Аттракцион под руководством старейшего мастера цирка, Народного артиста УзССР, Героя Труда Карима Зарипова, ученики исполняют уникальные трюки на бегущих лошадях , что дух захватывает у зрителей . Школа Великого мастера на лицо…»
- Отец меня очень любил – вспоминает мама Халида ая - очень хотел создать мне отдельный от джигитовки номер, купил мне лошадь по кличке «Жемчуг» и мы начали репетировать номер «Гротеск –наездница». Изнурительные репетиции после представлений, на зрительских местах нас ждали наши девочки (с Фахритдином мы поженились в 1947 году, свадьбу справили на гастролях в Оренбурге, зимой при холодной погоде – 20) смеется,- порой кто-то из дочек засыпал на зрительских местах, но папа был очень требовательным руководителем, доводил все до конца. В моем номере мне помогал мой муж и племянники. Для брата, отец подготовил номер «Свобода»- с дрессированной лошадью, которая беспрекословно выполняла все команды, номер смотрелся великолепно, брат выходил в черном фраке, с шамберьером в руках, идиллия и гармония царила между ними. Этот номер требует от дрессировщика больших знаний в области зоологии, биологии, ветеринарии, большого практического опыта, фантазии, выдержки и терпения. Лошадь по кличке «Ветерок», был черного цвета с переходом в вороной отлив, был очень умным конем, выступал безупречно.
Много раз Хаким Зарипов выступал в Ташкенте с «Ветерком» и у зрителей невольно возникало чувство глубокого уважения к артисту, гордость за человека, который мог творить чудеса, и каждый раз зритель убеждался в истине, что БЕЗ ЛОШАДЕЙ НЕТ ЦИРКА ВООБЩЕ.
Гастроли по миру продолжались и везде нам рукоплескали благодарные зрители, в газетах писали о великолепии и сложности исполнительства трюков бесстрашных наездников - вспоминает Халида Зарипов. В одной Российской газете «Рабочий край» в 1950 году написали «На манеже выступление джигитов из Узбекистана, под руководством Устоза - Народного артиста Республики Карима Зарипова, покорило всех зрителей, без страховочных аппаратов, лонжи, они исполняют немыслимые акробатические трюки, видна школа и выправка артистов. Среди смелых юношей особое внимание заслуживает молодая и красивая девушка, исполняющая на ровне с парнями сложные трюки Халида Зарипова» (показывает газеты со статьями).
В 1951 году на декаду дней культуры и искусства в Москву, Карим Зарипов вывез весь узбекский коллектив в полном составе. Представление было красочным, национальный колорит костюмов, реквизитов, удивительное звучание национальной музыки и постановка номером,- все это очень удивляло зрителей. После декады в Москве, Указом Правительства Узбекистана, Хакиму и Халиде Зариповым было присвоено почетное звание «ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ УЗБЕКСКОЙ ССР », а Карим Зарипова – наградили «ЗНАКОМ ОТЛИЧИЯ».
Узбекских джигитов очень часто приглашали на съемки в кино. Они снимались в белорусском художественном фильме «НЕСТЕРКА». Главный герой в исполнении Б.Тенина живет думами о народе, выступает защитником его интересов. Под маской весельчака, простачка, скрыт умный и добрый человек, борющийся с несправедливостью. Хаким Зарипов дублировал главного героя, облачившись в медвежью шкуру, вместе с партнерами джигитами участвовал в сценах боя. Они снимались во всех конных «боях» в азербайджанском фильме «Сказание о любви», «Лейли и Меджун», в таджикском фильме «Дохунда» и еще во многих других фильмах.
Из воспоминаний Халиды Зариповой: «Отец одетый в национальный халат подпоясанный красивым платком и я в национальном атласном платье, в бархатной бамбетке и моднейшей по тем временам тюбетейке, под ритмичные звуки дойры, которые играл отец, танцевала задорный танец, а потом забегала за кулисы, сбрасывала платье, оставалась в камзоле, садилась на лошадь и ребята-джигиты стоя на барьере встречали меня как принцессу среди одиннадцати юношей. Выезжая на лошади, исполняла и наравне с парнями сложные трюки - обрыв на шее, вольтижировка, пролаз под живот лошади и дамский обрыв – зависание над манежем на скачущей лошади. Папа часто усложнял мои трюки, зная что я упорная, наверное характером в него, выполню. Во втором номере «Гротеск-наездница» я на лошади исполняла танцы «Занг» и Катта Уйин», который мне поставила педагог и балетмейстер Народная артистка Республики, звезда первой величины в мире узбекской хореографии Розия Каримова.
Моя учеба в школе танца у Евгения Барановского, очень помогла мне в манеже, исполняемый мной зажигательный танец «Лязги», не мог оставить никого равнодушно, даже самого угрюмого зрителя. Кстати во время войны, мы с папой ездили по госпиталям и выступали перед раненными, очень тяжелое время было, больно, смотреть на них было. Со слезами на глазах папа с мамой репризы показывали, потом я танцевала, а папа на дойре играл и солдаты, несмотря на свои ранения, пытались подтанцовывать в ритм дойры…
После первой части танцев на лошади номера «Гротеск-наездница», была небольшая пауза для подготовки реквизита к исполнению следующих трюков и тогда на манеж выходили клоуны Акрам Юсупов и Павел Ульянов и начинался диалог между ними и наездницей, следуя по кругу Акрам начинал разговор:
Акрам – Папсенька, как она здорово прыгает на лошадке!
Папсик (партнер Павел Ульянов) кивает головой соглашаясь.
– А как с ней поздороваться? - спрашивает Акрам.
Папсик – Очень просто. Подойди к ней и скажи «Здравствуйте, дорогая Халидочка и все».
Акрам – Ой, Папсик я так не смогу.
Папсик – В чем дело?
Акрам – Она так высоко сидит, а я внизу, не услышит меня.
Папсик – Правильно говоришь, Акрамчик, я тебе помогу. (подзывает мимо проходящего стилягу в узких брюках, с бантом на груди и с взъерошенными волосами) – Садись ему на плечи и поздоровайся с Халидочкой!
Акробат-эксцентрик, джигит-наездник в данном случае кизикчи-клоун Фахритдин Шарифбаев подбегает к Акраму и сажает его на свои плечи. Еле усевшись, полный и неуклюжий Акрам начинает свой диалог:
Акрам – Добрый вечер, Халидочка!
Халида – Вечер добрый!
Акрам – (довольный) Она мне ответила. Скажите, а что Вы делаете?
Халида – Катаюсь на лошади. (смеется)
Акрам – Ой, я тоже вот катаюсь, на стиляге…( смеется)
И мало кто знал в зале, что спутник жизни и партнер, ученик Карима Зарипова, отец пятерых детей, дедушка 14 внуков и прадедушка 10 правнуков, Заслуженный артист Республики Фахритдин Шарифбаев много лет исполнял эти репризы вместе с супругой Халидой Зариповой и дуэтом клоунов. Особенно эту репризу «Стилягя» придумал Устоз Карим Зарипов для дочки и зятя…
Акрам – Папсик, я хочу признаться ей в любви, что нужно сказать?
Папсик – Скажи, дорогая Халидочка, говори!
Акрам – Дорогая Халидочка …! А дальше?
Папсик – Я Вас так люблю, я Вас так люблю! Говори.
Акрам – Я Вас так люблю, так люблю…
Папсик – Что готов…
Акрам – Что готов …
Папсик – что готов умереть за Вас - Говори!
Акрам – Что… (кричит и спрыгивает с плеч) Умереть? Ишь какой хитрый, я умру, а она тебе достанется?
Все клоуны, ругаясь и догоняя друг друга, убегают за кулисы, номер продолжается.
В 1959 году проходили дни культуры и литературы в Москве, на которой принимали участие и джигиты Узбекистана. За вклад в развитие циркового искусства, за многолетний труд и поднятия циркового искусства в Республике Узбекистан Карим Зарипов был награжден орденом «ГЕРОЙ ТРУДА» и грамотами ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАНА.
Карим Зарипов является основоположником первого профессионального цирка в Узбекистане, первой школы циркового, актерского и музыкального искусства (Нынешний Республиканский эстрадно-цирковой колледж им. Карима Зарипова), создатель номеров «Джигиты Солнечного Узбекистана», «Гротеск – наездница», «Дрессированные лошади», «Свобода», автор многих реприз и театральных пьес, которые исполняются и сегодня. В 1920 году в журнале «Муштум» печатали целый цикл его реприз, театральных пьес и шуток под названием «Карим Зарифов нима дейди…?» - «Что сказал Карим Зарипов…?». На юбилейный вечер посвященный 60 летию творческой деятельности Карима Зарипова, поздравить Узтоза приехали со всех уголков страны его ученики. НАРОДНЫЕ И ЗАСЛУЖЕННЫЕ АРТИСТЫ, ДЕЯТЕЛИ ИСКУССТВА и КУЛЬТУРЫ УЗБЕКИСТАНА, поэты и писатели, режиссеры и балетмейстеры, в Москве перед демонстрацией фильмов в кинотеатрах, показали журнал с поздравлением Мастера манежа. Народная артистка и подруга Муборакхон – Тамара ханум с Уста Олим Камиловым выступили с поздравительным танцем на юбилее Карима Зарипова, Сара Эшонтураева и Аброр Хидоятов поздравили с сатирической сценкой написанной Каримом Зариповым, много-много поздравлений принял в тот день Мастер.
20 декабря 1960 году сердце Великого мастера остановилось, после 3-го инфаркта. Цирк не опустел, зрители стояли в очереди , чтобы проститься с Мастером Смеха, Радости, Артистом с большой буквы КАРИМ-КИЗИК ЗАРИПОВЫМ… Утрата в цирковом, театральном мире была велика, но жизнь продолжается и дело Великого Мастера продолжают его дети, внуки, правнуки…
После смерти Устоза, руководство номера «Джигиты Солнечного Узбекистана» перешло к сыну Народному артисту Узбекистана Хакиму Зарипову.
В 1965 году, группа отправилась на гастроли в за рубеж – Венгрия, Германия, Чехословакия, Польша, Румыния, где с большим успехом их встречали зрители. Особенно трогательны были встречи с воинами, служившими в Венгрии, которые в последствии, написали трогательное письмо в редакцию с благодарностью джигитам, за их прекрасное выступление и радость которую они им подарили.
Будапешт, Бекеш, Сегед, Орошхаза, Мезетур… Жители 14 городов на 160 представлениях познакомились с искусством наездников в международной программе цирка-шапито «Европа». Рассчитанный на 3 тысячи зрительских мест цирк, ежедневно принимал до 4 тысяч зрителей, такого еще не было в истории цирка «Европа».
В 1964 году джигиты отправились на гастроли в Америку. По телевидению показали видеофильм «Советский цирк». Его снял за два дня известный американский режиссер Майкл Н Кинг, В фильме принимали участие мастера манежа канатоходцы под руководством Рамадана Абакарова, известный клоун Олег Попов, джигиты Зариповы и популярная американская певица Диана Шор. Режиссер Майкл Н Кинг высоко оценил мастерство узбекских джигитов, после съемок он сказал: - «То что вы делаете в манеже - это высокое мастерство! Я видел выступления ковбоев и многих других наездников, но ваше выступление покорило зрителей Америки и меня лично!». Директор цирков США и Швейцарии господин Гироллер Роллер, увидев финальный трюк, исполняемый Народным артистом Узбекистана и СССР Хакимом Зариповым – «Длинный обрыв» лишь развел руками: «Я пришел в неописуемый восторг! Разве можно еще что-то сказать и добавить. БРАВО!». Это тот самый «длинный обрыв», которым покорял зрителей когда-то Мастер джигитовки КАРИМ ЗАРИПОВ. Когда из-за кулис, совершив на лошади прыжок через барьер, уже несется Хаким Зарипов по манежу. Он совершает «длинный обрыв», как в цирке говорят коронный трюк в джигитовке Зариповых - тело всадника падает вниз, волочась по земле, а правая нога находится в петле. Хаким Каримович вытянув руки, «безжизненно» волочится по земле и вдруг, ловко переворачивается со спины лицом вниз, руками перебирая опилки по кругу. Так несколько раз, и при всем этом, еще жестами и криками погоняя лошадь. Всего десять минут длится номер, где показывается вся программа удали и лихости, ловкости и мастерства, бесстрашия и оптимизма. Но за этими минутами – десятки лет труда ежегодного, ежедневного, до седьмого пота (в прямом смысле слова). Десять минут, но джигиты и лошади мокрые от пота, от большого напряжения, от колоссальной нагрузки взмокли так, что просто можно выжимать костюмы. И вообще, в цирке джигит-наездник не имеет собственной жизни, не принадлежит себе – он полностью отдает свое время, силы и любовь лошадям и цирку.
Господин Гироллер Роллер пришел в восторг, а аксакал российского цирковедения, профессор Ю.А.Дмитриев при встрече в Москве скажет: «Я, кажется, видел трюки всех джигитов мира, но такого «обрыва» я не видел, ни у кого!». Фортуна улыбнулась Хакиму Зарипову, он первый среди всех джигитов, удостоен был звания «НАРОДНЫЙ АРТИСТ СССР».
Прошло время, Заслуженная артистка Республики Зарипова Нина Дмитриевна, супруга и партнер Хаким Каримовича, лихая наездница, почти всегда была рядом с ним до ухода на пенсию (1924-2018). Проработала почти 50 лет в номере «Джигиты солнечного Узбекистана», в качестве наездницы. Является ветераном ВОВ.
Нина Дмитриевна скончалась в 2018 году и похоронена в городе Москва на «Новодевечьем» кладбище.
В номер вошли дети Хаким Каримовича - Гавхар и Анвар Зариповы и племянник Улугбек Зарипов. Халида Зарипова после тяжелой травмы, не ушла с манежа, она поменяла имидж – стала работать в номерах «Дрессированные голуби» и «Иллюзионные шутки». Фахритдин Шарифбаев переходит в амплуа клоунады, новый образ «АШУК и МАШУК» с партнером Г.Конвиссером. Фахритдин–кизикчи выступал с репризами своего УСТОЗА КАРИМА ЗАРИПОВА. Многие партнеры по номеру, перешли на тренерскую работу, а кого-то уже нет среди нас…
В 1997 году в здании «Узбекдавлатцирка», прошел 70 летний юбилей моих родителей, поздравить юбиляров приехали их ученики со всего СНГ и городов Центральной Азии, артисты театра и кино, родные и близкие…
Халида ая Зарипова (1927-2006) и Фахритдин Шарифбаев (1928-1998), прожили красивую и счастливую жизнь. Похоронены на кладбище «МИНОР»
Хаким Зарипов умер в 2023 году, не дожив несколько месяцев до своего 100-летия, лихой наездник, мастер дрессировки лошадей, достойный ученик дела своего отца и продолжатель династии, учитель многих наездников различных конных номеров, прекрасный артист, музыкант, педагог, отец и дедушка, похоронен также на кладбище «МИНОР».
ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ИСКУССТВА…
В 2023 году исполняется 90 лет со дня основания первой школы циркового, актерского и музыкального искусства, ныне Республиканский эстрадно-цирковой колледж имени Народного артиста Республики КАРИМА ЗАРИПОВА. За эти годы в стенах этого учебного заведения учились тысячи актрис и артистов, которые в настоящее время выступают и работают на манежах и сценах всего мира.
В Китайской книге рекордов Chines-являющейся аналогом Книги рекордов ГИННЕСА, не так давно зарегистрировано новое достижение в конном жанре циркового искусства. Его продемонстрировала группа молодых выпускниц Республиканского эстрадно-циркового колледжа им.Карима Зарипова в номере «Амазонки Узбекистана» под руководством ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА РЕСПУБЛИКИ УЛУГБЕКА ФАХРИТДИНОВИЧА ЗАРИПОВА, который является третьем поколением прославленной династии Зариповых, внуком великого УСТОЗА КАРИМА ЗАРИПОВА.
- Уникальный трюк в номере, ставший настоящей сенсацией, можно было достигнуть благодаря опыту и высокому уровню джигитовки прославленных наездников прошлых лет - считает Улугбек - Именно школа МАСТЕРА КАРИМА ЗАРИПОВА, моего деда, усовершенствование техники езды, оригинальность и сложность трюков, послужили победе и войти в Книгу рекордов. Уникальность номера еще в том, что все трюки исполняли не парни, а ДЕВУШКИ! Три наездницы одновременно на одной скачущей лошади исполнили свои трюки «Стойка на лошади», «Дамский обрыв» и «Под живот» (пролаз под животом лошади), трюк который среди женщин в Мире не исполнял никто! Все эти трюки исполнялись на чужих лошадях, предоставленных китайским цирком, но любовь и ласка к животным, помогли разрешить все проблемы. Лошади, очень умные, по своему уникальные животные, они все прекрасно понимают и чувствуют, а главное – преданны своим хозяевам. Не буду описывать все наши «ноу-хау», покорить китайских зрителей цирковым искусством - очень сложно, ведь они считаются лучшими исполнителями акробатики и гимнастики в цирковых жанрах. Но, номер «Амазонки Узбекистана» покорили всех и 3 тысячи китайских зрителей, стоя аплодировали нашим наездницам – вспоминает Улугбек Зарипов.
Пожалуй, вся наша семья, привязана и преданна лошадям. Например, я после гибели моего коня «Небосклона», покинула манеж, смирившись с потерей моего «друга и Партнера», я перенесла микроинфаркт, четверть века проработав в двух номерах «Высшая школа верховой езды» и «Акробаты на роликах», на мировых цирковых аренах, уходить с манежа было тяжело…
Но уйдя из цирка, я не ушла из профессии, я возглавила Республиканский эстрадно-цирковой колледж им.Карима Зарипова, являющийся единственным учебным заведением подобного профиля в Центральной Азии, я вернулась к истокам дела своего деда. Здесь проводится подготовка будущих звезд эстрады и цирка.
- Я родилась через восемь дней после смерти дедушки, он очень ждал внука, но родилась девочка – Я, вот тогда его имя досталось мне. Считаю, что имя не только как память, но и как продолжательницей начатого им дела. Мой отец, Фахритдин, не хотел, чтобы я работала в цирке, ведь быть наездницей дело трудное, да и небезопасное. Я выпускница узбекского хореографического училища, несколько ансамблей ждали меня на работу по окончании училища после распределения, практику прошла в ансамбле «Бахор» и это мне тоже помогло в жизни, но Дух предков позвал в цирк. Ну, а если серьезно, то я всегда хотела работать в цирке как мама и папа – наездницей. В нашей семье есть традиция - в три года нас сажали на лошадь, проверяли хватку, осанку, храбрость. Как и все дети цирковых артистов, мы выросли в манеже, первые шаги, репетиции, жили жизнью цирка. Дома всегда был накрыт стол и почти каждый день приходили к нам гости – артисты цирка, театра и кино. Мы были в курсе всех событий театральной и цирковой жизни. Слова Народного артиста Узбекистана Акрама Юсупова стали пророческими, однажды, когда я сидела на лошади, будучи трехлетним ребенком, он сказал папе: «Фахритдин, из твоей дочери Каримы, получится прекрасная артистка-наездница, а потом, как и дедушка, она будет хорошим руководителем…»
Порой, мне приходится очень сложно, ведь быть руководителем для женщины это непосильный труд, совмещать «профессию» мамы, поддерживать статус бабушки, домохозяйки, руководителя, учителя и все в одном лице- для этого необходимо много сил, здоровья и терпения… Но, вспоминая через что прошел мой дед, Карим Зарипов, бабушка- Муборакхон Зарипова, мама – красавица пример всем женщинам артисткам Халида-ая и папа Фахритдин - настоящие Короли и Королевы в мире искусства, они всегда были, примером для меня в моей жизни и это дает мне силы и желание работать дальше, отдавать все свои знания молодому поколению.
Вот уже 25 лет я работаю в этом колледже, думала, что после одного года работы уйду, но не смогла, зов предков силен. Очень часто, к нам приходят дети из «неукомплектованных» семей. У кого-то нет отца, матери или воспитываются у бабушек или дедушек… Видя, что у них происходит в семье и с этим идут к нам, немного озлобленные, недовольные жизнью. Целый год (на первом курсе) мы их буквально ломаем, учим как здороваться с педагогами, как вести себя на уроках и т.д. Все телефоны, во время занятий собирают кураторы, для того чтобы учащиеся не отвлекались от тем, чтобы соображали без подсказок, особенно на математике (ведь мы раньше, сами все в уме решали и таких подсказок, как телефоны не было, может поэтому и знаний больше у нашего поколения). Конечно, им не пришлось преодолевать трудности, как в наше время, сейчас они живут – в мирное, сытое и богатое время. Меня огорчают межнациональные трения, алчность, обман и воровство среди молодежи. Это к хорошему не приведет, ведь наша старость в их руках! Поэтому, я всегда говорю своим ученикам, не будьте равнодушными, доброта, любовь к ближнему спасут МИР! К нам в колледж приходят подростки 15-17 лет. Подростковый возраст - период между детством и юностью, когда стремительно меняется физиология, повышается рефлексия, происходит социальное становление личности, человек самостоятельно определяет свою будущую профессию для себя, ставит цели и пытается их достичь. Этот возраст, сопровождается самоутверждением, самореализацией, самовыражением, активным формированием социальных интересов и жизненных идеалов. Для каждого ученика, педагог должен быть примером, вдохновителем, наставником, другом и консультантом. Ведь большое время ученики проводят на занятиях в классах, со своими педагогами, поэтому и отношения между ними должны быть доверительными, дружескими.
Я знаю, что за моей спиной меня называют «Железная Леди» или «Катык кул айел», может поначалу меня это и обижало, но потом я поняла, что руководитель должен быть таким, как и мой дедушка, где надо - «кнут», где надо - «пряник»…
Счастье человека зависит от правильно выбранного жизненного пути. Этот путь напрямую связан с выбором профессии, поэтому сегодня, когда передо мной стоит выбор, связанный с приемом детей в Республиканский эстрадно-цирковой колледж имени КАРИМА ЗАРИПОВА, стараюсь увидеть в каждом ребенке его способности, почувствовать его интерес к выбранному делу. Ведь они, пройдя путь через тернии к звездам знаний, должны не только работать по этой специальности, но и жить с выбранной профессией.
Сегодня мы отмечаем 90 лет со дня открытия первой школы циркового искусства и вечер памяти 130 лет со дня рождения Народного артиста Республики, Героя труда, основоположника профессионального цирка в Узбекистане, основателя, директора и педагога первой школы циркового, актерского и музыкального искусства, создателя номеров: «Джигиты Солнечного Узбекистана», «Гротеск-наездница», «Свобода», «Дрессированные лошади», автора многих цирковых и клоунских реприз, театральных пьес, родоначальника великой династии джигитов – наездников КАРИМА ЗАРИПОВА.
Многие репризы, клоунские пьески, придуманные и написанные Карим Зариповым, печатались в журналах и газетах, они и сегодня актуальны и их показывают на многих театральных сценах и манежах разных стран.
Например одна из реприз Зариповых:
«Зубная боль»
Муборакхон: – Карим ака, вчера у Вас болел зуб, как Вы себя сегодня чувствуете?
Зарипов: – Да, дорогая, вчера очень болел зуб, даже щека опухла. Что я только не делал, в конце пошел к врачу и он ничего не смог сделать.
Муборакхон: – А, что дальше?
Зарипов: – Один мой хороший друг, дал мне совет.
Муборакхон: – Какой совет дал Ваш друг?
Зарипов: – Он сказал, чтобы я взял покрепче веревку и побежал на вокзал. Там Московский поезд прибывает. Один конец веревки привяжите позади одного из составов, а другой конец к больному зубу, только крепко стойте на своих ногах. Как только поезд тронется с места, ждите, он вырвет Ваш больной зуб…
Муборакхон: – Что Вы потом сделали?
Зарипов: – Поезд загудел, хотел с места сдвинуться, и я твердо стоял на ногах до седьмого пота, он пыхтит не может с места сдвинуться и я крепкого другой конец веревки держу. Вдруг поезд поехал…
Муборакхон: – Ой, страшно –то как... Что дальше было?
Зарипов: – Поезд тронулся, и я побежал за ним. Он набирает скорость и я не отстаю, бегу наравне с ним. Смотрю, он и не думает останавливаться, но и я тоже…
Муборакхон: – Как так можно было бежать наравне с поездом?
Зарипов: – Эх, дорогая, Вы думаете что я отступил –бы? Нет. Я остановился и как дернул за веревку…
Муборакхон: – И зуб выдернули таким способом?
Зарипов: – Да что Вы, нет, конечно! Я два вагона сорвал с состава, но зуб остался на месте (довольный, что он оказался сильнее поезда).
Репризы с ишаком, «Стиляга», « Я Вас Люблю», «Страшный сосед», «Упала» (реприза с баночкой и мячиком), «Молочко», «Длинный язык», «Зубной врач», «Иш-4-2-1», «Кому как», «Песня и чертенок» и много еще других реприз написаны были Карим Зариповым, которые немного в переделанных вариантах дошли до нашего зрителя сегодняшнего дня.
Карим Зарипов умер 20 декабря в 1960 году, шел сильный снег и погода плакала вместе с родными и близкими Устоза… Птицы кружась в воздухе и переклекивая друг друга, провожали Мастера в последний путь. Карим Зарипов похоронен на кладбище «МИНОР», там же воздвигнут памятник Устозу, на котором высечены стихи в честь него.
Дело династии продолжают дети, внуки и правнуки Мастера Карима Зарипова… И хочется закончить свой рассказ строками из очерка старейшего журналиста-искусствоведа Галины Устименко, опубликованного в газете «Вечерний Ташкент» к 100- летию со дня рождения основателя узбекского профессионального цирка Карима Зарипова: «Едва задевая копытами густо насыпанные на манеже опилки, он летел по кругу гордый, независимый, сильный. И казалось, вовсе не обращал внимания на своего наездника, который то повисал у него на шее, то легко взлетал в седло, то камнем падал вниз, то пролазал под животом. Трудно даже подсчитать сколько раз это происходило в жизни…»
Время торопится, неумолимо бежит вперед и все новые имена оно дарит любителям цирка. И вот словно мы перелистали «Книгу» жизни династии Зариповых. Книгу о долгой, честной жизни, герои которой – сильные, верные выбранному делу люди, служители цирка и фанаты своего дела, а еще их кони, которых любят. Гордые, ретивые, смелые и удивительно преданные своим хозяевам…
Итак, цирковая династия узбекских наездников ЗАРИПОВЫХ, вот уже в течении многих десятилетий продолжает радовать и удивлять зрителей своим мастерством, не только в жанре джигитовки, но и в акробатике, в воздушной гимнастике, в спорте, в разных сферах деятельности. ДИНАСТИЯ – четыре раза вошедшая в книгу Рекордов ГИННЕСА, известная всему миру живущая по написанной «Книге жизни» КАРИМА ЗАРИПОВА.
Звезды не гаснут…
Использованная литература:
1. Книга профессора Ташпулата Турсунова – «КАРИМ КИЗИК»1960г
2. Книга профессора Мухсина Кадырова «Узбек халк томоша санъати» - «Искусство народного творчества»
3. «Введение в специальность» - доцент Карима Зарипова 2006г
4. Газеты, журналы и фото из архива династии Зариповых
5. Статья «Звезды не гаснут» - Заслуженного журналиста Галины Устименко.