Наша судьба связана со словом


  Валентина Новкович, профессор, член Союза писателей Сербии, поэтесса, корреспондент сербской газеты «Fokus vesti», взяла интервью от известного поэта, переводчика и главного редактора «Китоб дунёси» (Мир книг) Хасият Рустамовой для сербской прессы, и это интервью было опубликовано в сербской газете  «Fokus vesti».

– Как начинался ваш творческий путь, что вам помогло глубже осознать свою цель и возможности?
– В детстве я мечтала стать врачом и всё время думала, что выберу именно эту профессию. Я часто видела, как больные смотрели на врачей глазами, полными надежды и всё время сочувствовала и хотела протянуть им руку помощи. Наверное, именно поэтому изначально выбрала эту профессию. Годами я осознала, что из меня никогда не выйдет врач, так как я очень мнительный и милосердный человек. В те годы я увлеклась чтением русской литературы XIX века и все мои мысли полностью перевернулись. Это стало началом огромной революции в моем сознании...Я повсюду искала героев произведения, но в своем сознании всегда сталкивалась с его авторами. Это было интересно... Особенно, для меня казались новостью люди. Каждый персонаж являлся для меня различного рода загадкой. Я никого не возненавидела и не презирала! И сейчас так, я не могу ненавидеть кого-либо. Наверное, этому препятствует мое видение о том, что все в этом мире было создано Всевышним...
– Благодаря кому Вы выбрали своеобразный путь?
– По моему, мы лишь направляемся в путь, а путь всегда предначертан Аллахом. В этом я убеждаюсь в ходе своего творчества, когда порой осознаю и не осознаю себя! Меня поражают случаи! Я удивляюсь тому, что собственными руками вручила себя Аллаху. Так как, по природе я очень упрямый человек, который всегда настаивает на своем! Несмотря на это, я совершенно бессильна перед Словом... Перед словами я чувствую себя как ребенок! Я очень боюсь, «испачкать свою одежду». Если Вы и другие литераторы преклонного возраста считаете, что мне удалось найти своеобразный путь в творчестве, тогда мне остается только писать...
– По мнению Соловьёва “Жизнь человека получает нравственный смысл и достоинство только тогда, когда между нею и совершенным Добром устанавливается совершенствующаяся связь”. В чем проявляется смысл вашей жизни?
– Независимо от того, кем я являюсь, в первую очередь я - Мать! Для своего супруга я – обыкновенная женщина. Мои дети, которые возвращаются с улицы уставшими не просят у меня стихотворений...Я осознаю и отдаю себе отчет в том, что мой супруг должен уходить на работу в глаженной рубашке, чистых ботинках, а моя улыбка и любовь важнее моего творчества! Я вижу смысл своей жизни во всех мелочах…во время готовки на кухне либо глажки рубашки, стирки одежды любимого супруга, словом всегда, когда меня переполняет чувство безграничной любви. Это чувство несравнимо ни с чем, его нельзя променять ни на что, кажется, без него вся твоя жизнь теряет равновесие, небо рухнет над головой...
– Как Вы думаете, что дала миру узбекская классическая литература? Кто из представителей узбекской национальной литературы, мировой литературы в целом оказали наибольшее воздействие на ваше творчество?
– У нас есть, чем гордиться. Лишь один Навои сводит с ума многочисленную аудиторию классической литературы. В нашей стране все еще изучают творчество Навои, Бабура, Машраба. Без узбекской классической литературы не было бы современной. Потому что, если учитывать тот факт, что классическая литература была создана нашими предками, то современная литература является лишь продолжением оставленного ими богатого наследия, в некоторой степени мы даже повторяем их. На мой взгляд, ими было сказано всё. Прочитав произведения Навои, Бабура, Машраба и других представителей классической литературы, невольно задаётесь вопросом: что же хочет сказать нынешнее поколение? Ведь, они являлись не только поэтами, но и великими учеными, полководцами, правителями и мыслителями. Несмотря на то, что техника и связи между государствами не были так развиты, как сейчас, они владели многими языками. До нас кроме газелей и художественных произведений дошло большинство научных произведений. Они оставили нам наследие, которое способно учить нас нашему языку, культуре и теории литературы. 
   В этом смысле ничуть не принижая литературу других стран, с уверенностью могу утверждать, что, на мой взгляд, узбекская классическая литература – самая богатая в мире.
   По духу мне очень близок Боборахим Машраб. Его произведения славятся и пользуются огромной любовью во всем тюркском мире. Его произведения, пронизанные божественной любовью, на которой держится весь мир не оставят равнодушным человека, который берет в руки его диван. 
   Какое произведение я бы не читала, со всеми... Потому что, во время чтения произведения, я полностью забываюсь, начинаю жить словами... Мне лишь мешают точки! Когда я погружаюсь в книгу, меня удерживают точки...Если бы мы, когда пишем, думали о читателях, мы не могли бы написать ничего. Благо, имеющаяся у нас потребность в писании не даёт нам думать о читателе. Мы только и думаем о писании, мы можем только думать о том, как выжить в данной ситуации и быстрее одолеть этот процесс. Как и женщина, у которой начались схватки и которую мучают ужасные боли, совершенно не думает о том, кто будет любить ее ребенка, также и поэту абсолютно неинтересно, кто будет читать его стихи...
– Не сложно ли в современном “коммерческом” мире, когда стихи по настоящему чувствуют лишь некоторые одолеть путь к сердцу читателя?
– Это сложнее даже, скажем так, чем чистка котла от сажи  и нагара. Так и с зачерневшими в грязи душами…Ведь, черную душу невозможно отбелить. Но, стихотворение не пишется для черных душ. Оно пишется для того, чтобы найти себя среди черных душ. Пусть число его читателей не составит большинство, но они необыкновенны, как и люди из другого мира. Нынешнее ситуация не сложилась сегодня... Она сложилась испокон веков. Только в те времена не было нас!
– Произведения “Война и мир”, “Анна Каренина” написаны от руки, Шекспир тоже писал свои произведения от руки. Как Вы пишите, от руки или на компьютере? В какое время Вы в основном занимаетесь творчеством?
– Я могу всё писать на компьютере, но стихи я пишу от руки. Компьютер похож на человека... Почему то когда ты пишешь, кажется, что на тебя кто-то смотрит, в комнате кроме тебя есть еще кто-то. Это мешает чувствовать, как ты по частям постепенно превращаешься в стихотворение. Тогда я задумываюсь, почему священные книги остались на бумаге. Неужели Аллаху было трудно сделать аудиозапись? Конечно, нет! Творцу ничего не трудно. А значит, это временное явление, со временем мы вновь вернемся к бумаге! 
   Я в основном работаю после 2 часов ночи. Если думать о произведениях «Война и мир», «Анна Каренина» и других произведениях, от твоего честолюбия не останется ничего...Когда ночь делиться на 2 части, я прихожу в себя, меня переполняет вдохновение. Я осознаю, что существую в этом мире. А когда пишу, чувствую, что живу. Мне не обязательно писать каждый день... У меня нет такой обязанности! Но, у меня есть потребность в чтении. Я всегда чувствую нутром потребность в чтении. А книги обманывают меня... С каждым чтением я все глубже испытываю огромную тягу и неутолимую жажду к ним…
– Во что Вы верите больше всего?
– Я верю в Аллаха! Когда был создан этот мир, первым в нем появилось Слово. Слава Всевышнему, наша судьба неразрывно связана со Словом.
– Можете вспомнить свое первое стихотворение, что вдохновило Вас написать его?
– Наверное, жестокость. Помню, мой первый стих был посвящен птичке. В нашем дворе я увидела обессиленную птичку, которая с трудом дышала. Я до сих пор не знаю, то ли её утомило небо, то ли жестокость людей. Птичка действительно умирала. Я сообщила об этом членам своей семьи, но они не придали этому особое значение. Я подумала, может она испытывает жажду и дала ей водички, но она отказалась. Ее состояние ухудшилось. Я испытывала сострадание к ней и очень переживала за нее. Взгляд птички стал более мутным... Все мое тело ломило от боли. Особенно, когда с ее глаз прокатилась слеза, я не находила себе места. Птичка умерла, а я осталась жива. Наверное, это было страшнее собственной смерти, что мои родные испугались увидев меня... Этой ночью я написала стихотворение про эту птичку. Это было мое первое стихотворение. Словно капелька слезы, прокатившаяся по щеке птицы, слова переполняли мою тетрадь. Я была всецело поглощена этими словами и когда училась в 5-ом классе, это стихотворение было опубликовано в одном из известных детских изданиях республики – журнале «Гулхан»...
– Генри Уорд Бичер говорил: “Песня, которую поет мать у колыбели сопровождает человека всю его жизнь”. Можете ли вспомнить колыбельную, которую пела вам мать, оказала ли она в каком-то смысле воздействие на ваше творчество?
– Почему-то не могу вспомнить колыбельную, которую мама пела мне, но точно знаю, что она пела мне ее, потому что, когда она пела колыбельную мои братьям и сестрам, меня переполняло странное чувство. Кажется, колыбельные мамы действовали на меня не как снотворное, наоборот пробуждали. Потому что, когда заканчивалась колыбельная и по сей день, когда очень устаю, чувствую, что в моем сознании звучат мелодии этой колыбельной...
– В чем заключаются задача и значение поэзии?
– Мы не осведомлены о значении погоды больше, чем человек, покидающий этот мир. Задачу и значение поэзии можно сравнить с этим. Они скрыты от взора, их трудно подсчитать, но они составляют основной смысл жизни...
–Вы перевели стихи многих русских поэтов, таких как Марина Цветаева, Евгений Евтушенко, Анна Ахматова. Скажите, пожалуйста, чья поэзия близка вам по духу?
– С творчеством этих поэтов я познакомилась в 17 лет... До этого я знала лишь  Пушкина и Тургенева. Хотя в детстве я мысленно ругалась с Тургеневым, который утопил Муму, Пушкина любила всем сердцем. Я не читала его, я жила им. Я жила каждым его словом. Мне принадлежали даже его точки и запятые. Я хвасталась всем Пушкином, который жил во мне. На уроках русской литературы я презирала тех, кто не читает Пушкина и ревновала тех, кто читал. Никто все равно не мог любить его как я, Пушкин все равно был моим... После поступления в университет, меня ознакомили с творчеством многих поэтов! Все они были целым миром. Среди них я чуть не потеряла себя... В такой ситуации также мне помог Пушкин, он напоминал мне о себе. Со временем я сблизилась с Мариной. Не сблизиться с ней было невозможно, так как мы были очень близки духом, а самое интересное, оба любили Пушкина! Да, мы не разговаривали с Мариной о Пушкине! Мы оба хорошо осознавали, что если вступим в диалог, наша беседа с ней обернется скандалом. До сих пор так! Мы очень осторожны, когда говорим и пишем о Пушкине! Словом, как Вы видите, Цветаева близка мне, чем родные братья и сестры. Она меня строго контролирует. Это я осознала, когда не писала и не держала на руках перо в течении восьми лет, она даже не взглянула в мою сторону, она отвернулась от меня. С одной стороны, я страдала от того, что не пишу, а с другой, что потеряла Цветаеву. Судьба благоволила ко мне, я вновь взяла в руки перо и тут снова появилась она...
– Лауреатами Нобелевской премии по литературе стали всего 12 женщин. Шведский драматург Сельма Лагерлеф в 1909 году первой среди женщин завоевала эту премию, а 2020 году ею награждена  Луиз Глик. Складывалось ли у Вас такое впечатление, что представительницы женского пола в области литературы остаются в тени? Если Вы так думаете, в чем же причина этого?
– Я наверное из тех, кто не думает о наградах! На самом деле лауреатов Нобелевской премии я узнала после того, как они удостоились ее. Некоторые меня удивили, а глядя на некоторых, я подумала «они такие же, как мы». На мой взгляд, все премии относительны. Независимо от того, кто их удостоится, кто их вручит и какой наградой она является, самое лучшее – это писать, а еще лучше – хорошо писать! Ибо, это Божий дар.
– Кто из ваших современников как вы считаете близок вам по духу?
– С недавних пор я чувствую, что мне по духу близки итальянские поэтессы Росальба Фантастико Ди Кастрон, Ангела Де Леова, американский поэт альбанского происхождения Джэк Маринай, вьетнамский поэт Май Ван Фан. Мне нравится их творчество, я полностью солидарна с их взглядами о жизни! Если задуматься об этом серьезно, есть еще 4-5 поэтов и писателей...
– Вы – поэтесса, переводчик, драматург, написали множество стихотворных и прозаических произведений, по вашему сценарию был также снят фильм “Мираж”. О чем в нем идет речь и что вы хотели сказать зрителям с помощью этого фильма?
– Этот фильм был создан на основе моего рассказа «Ковёр». В нем рассказывается о судьбе обычного народа, то есть об отце, который уехал на заработки заграницу и двух его сыновьях... А самое интересное, двое сыновей, которым пришлось немалое пережить, чтобы привезти тело погибшего за рубежом отца на Родину, по совету одного «помощника» обернув тело в ковёр, садятся на поезд. На второй день трехдневной поездки сыновья, пришедшие на перрон, видят, что ковра нет на месте... Вообщем, в фильме рассказывается о весьма плачевных судьбах... Словом обо всем, что я хотела сказать о Родине! Несмотря на то, в каком она обличии, ее нужно любить, ценить также, как своих родителей. Зачастую мы путаем политику и процесс с Родиной. На самом деле Родина – это совсем другое. У Родины нет языка, однако есть те, кто говорит за нее. Все мы являемся частичкой Родины! Без нас нет ни Родины, ни жизни! Этот художественный фильм именно об этом!
– Вы – обладательница многих наград. Насколько ценны для Вас эти награды?
- Творчество для меня дело очень личное! Настолько личное, что оно скрывает в себе все самое сокровенное, о котором неизвестно никому, кроме бумаги! Оно таит в себе твои слезы, переживания... Награды даются нелегко, они даются за пролитые тобой слезы. На самом деле твои слезы приносят награды. Когда я получаю награду, это дает мне мотивацию на очень короткое время, а позже утрачивают свое значение, потому что, этим ничего не меняется. Самое интересное, иногда, интересующиеся мной друзья из других стран хотят узнать о моих наградах и общаются со мной исключительно исходя из них. Вот тогда я понимаю, почему они нужны!
– В настоящее время Вы являетесь главным редактором газеты “Китоб дунёси”. Вы сотрудничаете со многими писателями и поэтами мира. Какие на ваш взгляд задачи и проблемы стоят перед современной литературой?
– Все наши проблемы происходят потому, что мы забыли о наших задачах. Они возникают вследствие того, что не могут объединиться все писатели и поэты мира. Мы похожи на капитанов дырявых кораблей. Мы думаем лишь о том, как доплыть до берега. А наш корабль находится на грани крушения.
   Все писатели и поэты мира должны объединиться! Как дети одной семьи! Мы должны поддерживать хорошие идеи, хорошие произведения, бороться с бўш произведениями и не пускать их даже близко к порогу литературы. За последние пять-шесть месяцев мы многое осознали. Жизнь держится на волоске. Только от нас зависит, доплывем ли мы до берега в целости и сохранности или утопим корабль на полпути!
– Какова судьба письма и печатных изданий в современном обществе, удастся ли печатным изданиям и книгам выжить?
– Иначе быть не может! Почему священные книги были запечатлены на бумаге в письменном виде? Разве Аллаху трудно было оставить их в электронном виде? Как для Аллаха нет ничего трудного, нет малейшего сомнения в том, что выживут письмо и печатные издания. Интернет может послужить для нас машиной, он может укоротить расстояние, однако со временем он тоже устанет и морально устареет. Именно тогда возродится наша потребность в книгах...
   Жизненные волны в любое время могут уничтожить технику... Литература достаточно состарилась, наблюдая за течением жизни. В ходе беседы со своими друзьями из различных стран, я все больше убеждаюсь в том, что в мире нет наций и стран. Есть только человек, лишь человечество! Когда вижу, что их тоже мучает то, что и меня, они плачут и испытывают душевную боль по тому же, что и я, прихожу к выводу, что только теперь я начала заниматься творчеством, хотя мои стихи были переведены на более 20 языков, а книги вышли в свет в девяти странах мира. А значит, творчество требует от писателя только писать.
– Прогресс современных технологий сблизил людей, однако современный человек все еще сталкивается с одиночеством, как вы комментируете это?
– Человек чувствует себя одиноким не потому, что рядом с ним нет близких по душе людей, абсолютно, дело в том, что он изначально был создан одиноким. Несмотря на то, что нас окружает множество добрых и искренних людей, мы всегда чувствуем себя одинокими. Этому есть единственная причина: мы на протяжении всей своей жизни ищем вокруг себя. В поисках себя мы посещаем многие места, встречаемся со многими! Порой нам кажется, что мы нашли себя...Что только не испытываем на этом пути...Мы всегда хотим обрести себя. Однако, мы не знаем, что мы не живем в другом человеке или другой стране! Мы в себе! Только стоит искать глубже! Мы бываем во всех уголках мира, хотя и с трудом, но встречаемся с людьми, которых считаем самыми лучшими... Но, не можем элементарно преодолеть трудности, с которыми сталкиваемся, когда заглядываем в свой внутренний мир. Потому что, в нем кроется истина, в нем есть Всевышний...
– Как на Ваш взгляд выглядят современный читатель и поклонник поэзии?
– Во всяком случае, не без одежды (смеется). Тем не менее, как бы не старалась, не могу представить их.
– Вы – член Союза писателей Узбекистана. Насколько и каким образом в вашей стране поддерживается сфера культуры. Каково состояние независимых художников, независимых деятелей творчества в целом? 
– Нынешняя ситуация в Узбекистане, особенно после пандемии резко упала. Это напоминает мне такую картину, когда едва горевший свет полностью угасает из-за сильного ветра...
   На каком бы уголке мира не жили представители творческой интеллигенции, они всегда нуждаются в помощи и поддержке! Так как, творчество требует и черпает силу в одиночестве. Не получится, уединиться и без остатка отдать себя творчеству, так как у него тоже семья, дети. Он обязан где-то работать. Не всякому писателю удается гармонично совмещать работу и творчество, это не всегда легко и удачно. Это удается лишь не многим...
– Андрей Тарковский утверждал, что “Религия, философия и искусство – это три столпа, на которых удерживался мир, - человек изобрёл для того, чтобы символически материализовать идею бесконечности”. На чем, по вашему держится мир?  
– Миром правит Аллах, а держится он на любви. Ибо, любовь стоит того, чтобы родиться и покинуть этот мир. Когда есть любовь, ты забываешь о смерти, тебе кажется, что ты будешь жить вечно! Когда есть любовь, чувствуешь, что каждая минута длиннее веков. Без нее жизнь хоть на миг не обретет полного смысла, даже если ты проживешь век! В этом и заключается весь смысл и прелесть жизни! Однако, часто вспоминая и размышляя о смерти, ты стараешься больше творить добро. Как утверждал Джалолиддин Руми, живи каждый день, как последний! Иногда когда думаешь о смерти, опускаются руки... Ты замираешь на одном месте. Но, если заглянешь в его суть изнутри и тебе удастся полностью внести в него смерть, превращаешься в абсолютно другого человека...Каждый день ты рождаешься другим и новым человеком!

Беседовала - Валентина Новкович.
2020 г.










Гость, изоҳ қолдирасизми?
Имя:*
E-Mail:


Маълумот