Интервью с Мамурой Эргашевой
Мы встретились с народной артисткой Узбекистана, великой узбекской танцовщицей современности Мамурой Эргашевой в уютном конференц-зале Национальной республиканской библиотеки имени Навои. Мамура Эргашева в свое время достойно продолжила традиции, заложенные Мукаррам Тургунбаевой, привнесла в узбекский народный классический танец много нового, красочного, но продвинула вперед и углубила самое главное в нем – движения тела, мимики и жестов в танце, как прекрасное зрелище, дающее зрителю наслаждение от великого искусства и побуждающее к прекрасным чувствам добра, милости, нежности, любви и совершенства.
- Мамурахон! Где вы родились? Какой была ваша семья, кто родители?
- Я из Ташкента, родилась в ташкентской семье известных узбекских артистов. Моя мама – заслуженная артистка республики Тухтахон Рисметова, ученица и большая подруга Мукаррам Тургунбаевой. Они не только были так близки по духу, но и были так очень похожи внешне, красивые и статные, что многие люди по всему миру – политики, ученые, артисты и просто обыватели, любящие танцевальное и музыкальное искусство, не знающие о них ничего или совсем малость, думали, что они сестры – близнецы.
Отец мой – народный узбекский хафиз Зокиржон Эргашев, певец с прекрасным голосом, знающий и поющий все узбекские макомы и эпосы. Его очень любили в нашем народе и до сих пор помнят.
Я росла и развивалась в хорошей семье, где был достаток, а самое главное – любовь, но любовь не изнеженная, не суси – пуси, а требовательная, стремление воспитать хорошего человека, вырастить из него трудолюбивого и профессионала в каком-нибудь конкретном деле.
- Как началась ваша профессиональная карьера? Кто были ваши учителя?
- Я с младенчества знала, чем я буду заниматься дальше. Меня завораживали мамины танцы, я непроизвольно подражала ей. Видя мою пластику и хорошую память на технику, мама и стала обучать меня сама. Мы повсюду ездили с мамой на гастроли и долгое время я была закулисным ребенком. Но учение продолжалось везде и первые мои танцы на настоящей сцене состоялись уже в 6 моих лет. Это были танцы «Ларзон» (Дрожь) и «Шух киз» (Шалунья). Меня в одном из них и увидела Мукаррам – апа, она сразу с маминого согласия сама же и отвела меня в ташкентское хореографическое училище на Педагогической улице, потребовала обучить меня азам танца. А мне обещала, что обязательно потом возьмет меня в свой ансамбль «Бахор», но заявила мне, и я ее слова запомнила на всю свою жизнь, что для того, чтобы стать настоящей артисткой, настоящей танцовщицей нужно много трудиться и хорошо учиться.
В 1961 году я и стала учиться в хореографическом. Учиться я стала классическому балету, что впоследствии очень помогло мне изобрести много новых движений и создавать большие танцевальные программы в танце народном.
С огромным почтением вспоминаю сейчас своих учителей: Сару Мушееву, Маргариту и Исахара Акиловых, Гульнару Маваеву, Льва Александровича Заса, Куркмаса Сагатова, Кундуз Миркаримову, Розию Каримову, Григория Владимировича Ижецкого.
Но первая среди них учительница, великая наша узбекская танцовщица Мукаррам Тургунбаева, она моя вторая мама. Я это искренно говорю! И когда по окончании училища у меня было два приглашения на работу – в Государственный академический театр оперы и балета имени Навои и ансамбль народного танца «Бахор», я нисколько не сомневалась, куда идти. Я мечтала работать у своей второй мамы, я мечтала о «Бахоре». И в 1969 году я стала там работать. Только один год проработала в массовке, а потом начались и сольные номера. Первый сольный номер – танец «Гульсара». Это свой номер Мукаррам –апа просто передала мне, научила меня ему. И так было всегда, сколько мы с ней работали: постепенно она передавала мне свои танцы, готовила для меня новые.
- Что было самое трудное?
- Самое трудное – уезжать надолго из своего дома. Уже через год после начала работы здесь мы вместе со всем ансамблем уехали на целых три месяца на гастроли по необъятной России. Где только не побывали, в европейской части, в Сибири, на Дальнем Востоке, в Приморье, на Урале. Жили в поездах и номерах гостиниц, репетировали и готовились к выступлениям там же. И каково было бы нам, молодым девчушкам, без нашей мамы – Мукаррам – апы? Она оберегала нас, как может оберегать нас только сильная тигрица своих тигрят – поесть, надеть, вылечить, потренировать, прижать к груди и никому не дать в обиду, следить за всем, чтобы нам было хорошо, уютно и комфортно в таких далеко не идеальных условиях жизни и работы. И к каждой из нас такая любовь, не только ко мне.
- С чего началась ваша сольная карьера?
- Отправной точкой моей сольной карьеры стал симпозиум писателей стран Азии и Африки. Это было традиционное политическое мероприятие мирового масштаба, проводимое ежегодно в Ташкенте, где на торжественном приеме гостей я среди многих музыкантов, певцов и танцовщиц исполнила свой номер – арабский танец. Я так ужасно волновалась, ведь всего неделя прошла, как я начала разучивать его. А тут моя вторая мама говорит: будешь его танцевать. Я обомлела и в плач. Ведь это все равно, что бросить не научившегося плавать посередине озера. Все вокруг стали успокаивать меня, помогать. Готовилась днем и ночью. Как мне помогали, вы представить себе не можете, все подружки, музыкальный оркестр, учителя. А ведь еще говорят, что в искусстве нет взаимопомощи, что всё здесь основано на конкуренции, переходящей границы добра… И вот я вышла на сцену и забыла волнение, стала птицей, легким перышком, прекрасной пери, любимым цветком. Я танцевала и не знала, что происходит в зрительном зале, а там были, оказывается, большой шум и великие аплодисменты, все были восхищены, весь зал встал, приветствуя меня. Вызывали на бис, танцевала во второй раз. Помню, как потом, разбирая мой успех, Мукаррам-апа вздохнула: «Надо же, даже Галочка восхитилась!». (Галия Измайлова – народная артистка СССР – великая узбекская прима - балерина).
- В ваших победах принимали участие многие. Назовите, пожалуйста их.
- Нужно обязательно отметить композитора, народного артиста Бахтиера Алиева, руководителя нашего музыкального ансамбля, он написал для меня много композиций, поставил со мной много номеров. Всегда был рядом и аккомпанировал мне на своей дойре непревзойденный дойрист, народный артист Кахрамон Дадаев. Для нас пели великолепные певцы, тоже народные артисты Хайрулла Лутфуллаев и Ахмаджон Шукуров. С ними вместе мы создавали много программ. Никогда не забуду художницу по костюмам Зинаиду Курыш, все прекрасные платья мои шила она.
- И что, небо над вами было всегда безоблачным?
- Я понимаю, о чем вы хотите спросить. Жизнь не может состоять только из радужных красок. Чтобы понять радость, надо узнать, что такое горечь. Чтобы добиться счастья, надо затратить много труда, пота, крови и нервов. Да на моем пути встречались не только любящие меня, помогающие мне во всем. Были и враги, явные и неявные, желающие мне провала и делающие исподтишка всё для этого. Но я не могу сильно осуждать их и корить свою судьбу. Там, где есть большое искусство, там всегда будут козни. Я даже благодарна своим недругам, они заставляли меня быть в хорошей форме всегда, доказывать свое назначение только на сцене. Я сама по натуре, по характеру такая, я стараюсь быть подальше от всяких дрязг и склок. Для меня есть мое искусство, это моя работа, а работа моя – это мое счастье. И потом я не забываю реплику моей Мукаррам –апы. Она мне всегда ее повторяла: «Девочка, моя, если тебе плюют в спину, и никто не может в лицо, значит ты впереди!».
- Скажите, пожалуйста, о своих достижениях, отмеченных государством.
- Я была удостоена молодежной премии в 1976 году, в следующем году стала заслуженной артисткой республики, в 1983 году стала народной, а в 1999 году была награждена орденом «Мехнат шухрати» - «Трудовая слава». Это только те самые большие награды от моей любимой страны, любимого узбекского народа. А были еще много призов, премий, почетных дипломов и грамот.
- Вы много и восторженно говорите о Мукаррам Тургунбаевой, называете ее второй мамой и главным своим учителем по жизни и профессии. Расскажите немного о ней.
- Мукаррам Тургунбаева - главная танцовщица узбекского танца и ведущий их постановщик. Ее знает каждый узбек. Она великая актриса, непревзойденная танцовщица, вошедшая в каждый узбекский дом как своя, родная. Мукаррам-апа создала танцы на узбекские, таджикские, уйгурские, индийские, афганские, корейские, монгольские песни и мелодии, глубоко вникая в дух и характер этноса. Она объездила весь свет и ее, узбечку, увидели и восхитились миллионы. И миллионы через нее узнали о великом узбекском искусстве, о высокой культуре узбеков.
В 1956 году Мукаррам Тургунбаева , отобрав из своих учениц 12 лучших, создала всемирно известный ансамбль узбекского танца «Бахор» («Весна»), где до своей кончины будет руководителем и постановщиком танцев. Ансамбль покажет 15 концертных программ, получит золотую медаль на всемирном фестивале молодежи, а 1960м получит статус государственного. С ансамблем она объедет много стран. Главные ее задачи – создавать новые танцевальные программы, высоко держать планку узбекского искусства, а, главное, - делать так, чтобы от узбекского танца загорались сердца юных и не угасали души старых.
Мукаррам Тургунбаева умерла рано, в 65. Ей посвящены фильмы и книги. Ее именем названы улицы и ансамбль «Бахор». В 2001 году она посмертно награждена орденом «За великие заслуги».
- А что для вас ансамбль «Бахор»?
- Узбекский ансамбль народного танца «Бахор» («Весна») – всемирно известная танцевальная группа. Он был создан незабвенной Мукаррам Тургунбаевой в 1956 году для участия во всемирном фестивале молодежи в Москве, а теперь носит ее имя. До своей кончины в 1979 году она оставалась его художественным руководителем. Деятельное участие в развитии ансамбля принимали известные композиторы и музыканты Б.Алиев и К.Дадаев. В разное время ансамблем руководили Кундуз Миркаримова, Равшаной Шарипова, я. Музыкальным руководителем долгое время был композитор Бахтиер Алиев. В 1964 году ансамбль за заслуги перед отечественной культурой получил звание заслуженного, а в 1979 – звание государственного. Танцевальную группу всегда пополняли лучшие выпускницы ташкентского хореографического училища, а группу музыкантов и певцов выпускники консерватории.
В репертуаре ансамбля создано более 200 сольных и групповых танцев. Среди них древневосточные и узбекские народные, классические и современные народов, населяющих нашу землю. Все они наполнены гуманистическим содержанием. Но особенно зрителю любимы «Гульсара», «Наманганча», «Андижан полькаси», «Пиёла», «Хоразм лазгиси», «Бухоро давраси», «Самарканд беш карсаги», «Помир ракси». В репертуаре есть и обрядовые из традиций узбекского народа: «Кудо-андалар», «Навруз», «Бешик туй», «Суннат туйи», а также танцы многих народов мира. Многие из танцев исполняются под известные каждому узбеку песни. В свое время их пели выдающиеся певцы Ахмаджон Шукуров и Хайрулло Лутфуллаев.
Большое впечатление оставляют массовые и композиционные танцы «Беш гузал», «Туёна», «Узбек кизлари», «Мукаррама уйнаса», «Бахор нашидаси», «Эркалаб», «Узбекистон истиклоли», «Мажнун тол». Эти все танцы создали наши танцовщицы, балетмейстеры и певцы Мукаррам Тургунбаева, Галия Измайлова, Гаффор Валломатзода, Исахар Окилов, Кундуз Миркаримова, Амина Дилборий и я.
Ансамбль «Бахор» побывал с успешными гастролями в странах всех континентов. Он лауреат многих премий международных фестивалей.
В 1979 году в «Бахор» пришла руководить Кундуз Миркаримова, тоже великая танцовщица и постановщица танцев. Она 9 лет руководила ансамблем и мы с ней создали много сольных номеров и программ, в частности, танцевальную программу «Хотира» - «Память», посвященную Мукаррам Тургунбаевой. Почти два года ансамблем руководила Равшаной Шарипова, а в 1990 году уже я стала художественным руководителем ансамбля «Бахор». Если говорить о сегодняшнем дне ансамбля, то я считаю, что его надо возродить, вернуть родной нам концертный зал. Он сейчас пустует, а ведь там можно устроить и музей, и танцевальную площадку. Мы не требуем от страны денег, мы только просим придать нам прежний статус. А там мы будем зарабатывать сами и еще приносить солидную выручку государству своими постановками, концертами и гастролями. Сколько людей будет задействовано, займется любимым делом. А самое главное – мы будем частичкой большого духовного воспитания наших людей, которое в традициях и ценностях нашего узбекского народа, и которое возродил наш первый Президент Ислам Каримов.
- Я помню на узбекской танцевальной сцене после Мукаррам и Кундуз блистали четыре яркие звезды: Кизлархон Дустмухаммедова, Дилафруз Джаббарова, Малика Ахмедова и вы. Как вам ваши соперницы?
- Ну я бы не сказала так. Мы разные. У нас разные школы. У Кизлархон – школа Исахара Акилова, У Дилафруз – школа Розии Каримовой, у Малики – своя, а уменя, вы уже знаете, - школа Мукаррам Тургунбаевой. Мы дружили и дружим сейчас. Можно сказать - у нас была здоровая конкуренция на сцене и дружба, дружеские отношения, хорошее общение и постоянная помощь и советы друг другу вне сцены.
- Кто ваши ученицы?
- После того, как я стала руководителем ансамбля «Бахор» я поставила для учениц своих, солисток ансамбля много танцев, создала программы «Фигонгим» (на стихи Фурката), «Истиклол Узбекистон» - «Независимый Узбекистан», «Си малак» - «30 пери», «Мукарромхоним уйнаса» - «Когда танцует госпожа Мукаррам». Среди моих учениц народная артистка Рушана Султанова, Ирода Исмаилова, Елена Тухтаева, Гульнора Низамова. Кроме того, я дипломированный специалист французского языка и литературы.
- И как обычно, мы этот вопрос задаем всем, потому что считаем важным, ваши пожелания молодежи.
- Хорошо знать историю нашего народа. Она, эта история, у нас великая и нам есть чему гордиться и на чем воспитывать своих детей. Знать свой язык и свою литературу и искусство. Самостоятельно заниматься тем, что ты хочешь, к чему позитивному тебя тянет, овладеть конкретной профессией, быть мастером своего дела. Уважать и любить своих родителей и учителей, они всё сделали для вас, а вы должны оправдать их надежды, планы и мечты. Тогда они будут счастливы. А разве это не самое прекрасное на свете этом – дарить счастье тем, кто желает тебе счастья!. И, наконец, без любви к Родине, ничего не получится. Любите ее, считайте себя обязанными ей, а не ей обязанной вам…
Ризо Ахмад.
2017.