Амриш Пури (1932 - 2005)


   В сознании телезрителей традиционно сложился стереотип, что индийский кинематограф представляет собой мелодраму с запутанным сюжетом, песнями и танцами. Основы современного индийского кинематографа закладывались еще в 1913 году. С тех пор традиции Болливуда сильно изменились и усовершенствовались, но романтика танца и притягательные актеры среднего возраста по-прежнему остались в почете.
     Амриш Лал Пури родился в Джаландхар (Пенджаб, Британская Индия) 22 июня 1932 года. Родители Амриша не имели высокого достатка. В семье, кроме будущего актера, росли еще четверо детей. Биография актера не рассказывает ничего о родителях, зато известно, что из двоих старших братьев Амриша один также стал актером (Мадан Пури), остальные дети нашли себя в других профессиях.
     Родители с детства отмечали стремление сына к наукам (особенно мальчик интересовался физикой и химией) и творческие способности: Амриш увлекался игрой на флейте, фотографией и театром. Еще ребенком Пури мечтал стать актером, но путь к сцене оказался не близок. Кроме того, юноша еще до окончания школы вступил в ряды молодежной партии Индии, что свидетельствовало об активной социальной позиции.
     После школы Пури учился в гуманитарном колледже в летней столице Британской Индии, городе Шимла (штат Химачал-Прадеш), а высшее образование получил на политико-экономическом факультете университета в том же городе.
     После провала в первом же кастинге на съемки в фильме молодой человек решил, что карьера актера – это только детская мечта, и устроился на работу в Министерство труда в Бомбее, где работал на протяжении 20 лет.
    Но мечты о сцене не давали покоя Амришу, поэтому молодой человек отправился учиться театральному искусству к Председателю Национальной школы драмы Нью-Дели, режиссеру и актеру Абрахиму Алкази. Получив массу знаний и опыта у Алкази, Пури устроился на работу в театр Притхви в Мумбаи, которым тогда руководил Сатиядев Дюбей. За период работы в театре Амриш сыграл множество ролей, включая пьесы Мольера, Артура Миллера и прочих.
     Учитывая специфику индийского театра и кинематографа, в уже зрелом возрасте Пури пришлось продолжить образование в Академии музыки, танца и драмы. Вскоре Амриш стал известным индийским актером театра, его узнавали даже по голосу. Кстати, выступления на сцене мужчина совмещал с работой на радио и телевидении, съемками в рекламных видеороликах.
      Карьера Амриш Пури в кинематографе началась поздно по меркам Болливуда – мужчине было уже 38 лет. В Индии в этом возрасте актеры уже заканчивают карьеру. Но Амриш стал исключением: в 1971 году мужчина сыграл заметную роль в киноленте «Решма и Шера», что принесло ему популярность. Но самой успешной ролью для индийского актера стал феодал Вир Пратап Сингх в киноленте режиссера Саттираджу Лакшми Нараяна (более известного как Бапу) под названием «Мы впятером» в 1980 году.
   В 1986 году за третью сыгранную роль Амриш получил престижнейшую премию индийского кинематографа. Это была роль второго плана в киноленте Субхаша Гхаи «Невинная жертва». Награды и премии получал Пури за сыгранные роли в фильмах «Мистер Индия» и «Могамбо».
     По какой-то причине режиссеры всегда выбирали Амриша на роли мерзавцев и негодяев, и актер неизменно справлялся с этими образами. Яркими примерами таких работ выступают фильмы «Шакти», «Как три мушкетера», «Любовь без слов».
     Кстати, амплуа старшего брата Амриша Мадана Пури тоже лежало в плоскости отрицательных героев.
   Учитывая солидный возраст актера, с середины 90-х годов Пури играл роли отца семейства, обладавшего строгим нравом и консервативными взглядами на жизнь («Обманутые надежды» Субхаша Гхаи, «Роковая любовь» Шьяма Бенегала).
    Кроме традиционных для Боливуда мелодрам, Амриш снимался и в альтернативном авторском (артхаусном) кино, а роли злодеев в исполнении индийского актера не остались незамеченными голливудскими кинорежиссерами. Именно так Пури получил главную отрицательную роль в киноленте «Индиана Джонс и храм судьбы» американского культового режиссера Стивена Спилберга.
     Есть в фильмографии актера и совместный советско-индийский проект режиссеров Умеша Мехры и Латифа Абидовича Файзиева «По закону джунглей», реализованный в 1991 году. Тогда актер завоевал сердца российских девушек-поклонниц индийских мелодрам, а его фото было едва ли не в каждом доме.
     Всего на счету актера, снимавшегося до глубокой старости, около 300 фильмов и 20 наград, среди которых:
4 награды за лучшую отрицательную роль;
9 премий за лучшую мужскую роль второго плана;
Государственная награда штата Махараштра;
лучший актер на кинофестивале в Сиднее;
лучший актер на кинофестивале в Сингапуре;
лучший актер театра.
     Состоявшись как актер, Амриш Пури занял должность Президента Телевизионной Ассоциации артистов Индии, что подтверждает его высокий статус в индийском кинематографе.
     Амриш Пури женился в довольно зрелом по меркам Индии середины ХХ века возрасте – в 25 лет. Его избранницей стала Урмила Дивекар. Учитывая кастовую систему индийского общества, к разным слоям которого принадлежали влюбленные, родители и девушки, и актера резко возражали против их союза, но брак оказался удачным.
     Хоть жена Амриша и не была связана с кинематографом, но девушка неизменно поддерживала супруга. Урмила родила в браке сына Раджива и дочь Намрату. Дети не последовали по стопам знаменитого отца: Раджив стал моряком, а Намрата врачом. Каждый из них создал крепкие семьи, и в итоге дети подарили Урмиле и Амришу четверых внуков.
     В 2003 году Амриш Пури всерьез озаботился написанием автобиографии, но закончить ее актер не успел. 28 декабря 2004 года Амриш, находясь дома, потерял сознание и при падении ударился головой. В тот же день актера доставили в больницу с диагнозом черепно-мозговая травма. В результате удара произошло кровоизлияние в мозг, которое и стало причиной смерти Пури. Скончался актер в больнице 12 января 2005 года.
    Спустя год после похорон легенды индийского кинематографа журналистка Джоти Сабхарвал при поддержке сына Амриша, Раджива Пури, выпустила в тираж книгу, посвященную жизни и творчеству актера, под названием «Закон жизни». В мемуарах киноактера среди биографических сведений подробно описано его необычное хобби – Амриш коллекционировал головные уборы. В коллекции Пури насчитывалось более 200 уникальных экземпляров из различных стран мира.
Фильмография
1970 – «Война и любовь»
1978 – «В плену дворцовых интриг»
1980 – «Мы впятером»
1982 – «Ганди»
1983 – «Слепой закон»
1984 – «Индиана Джонс и Храм судьбы»
1984 – «Как три мушкетера»
1984 – «Материнская клятва»
1986 – «Океан»
1986 – «Волшебный бриллиант. Фильм 1»
1987 – «Танцуй, танцуй»
1987 – «Мистер Индия»
1988 – «Командос»
1989 – «Двое заключенных»
1989 – «Трое разгневанных мужчин»
1991 – «Черный принц Аджуба»
1992 – «Безумная любовь»
1997 – «Любовь без слов»
2000 – «Влюбленные»
2001 – «Беглецы»
2005 – «Кисна: Защищая свою любовь...»

Источник: 24smi.org










Гость, изоҳ қолдирасизми?
Имя:*
E-Mail:



Маълумот